Мотив одиночества в лирике М.Ю.ЛермонтоваКак дух отчаянья и зла,Мою ты душу обняла;О! для чего тебе нельзяЕё совсем взять у меня?Моя душа твой вечный храм;Как божество твой образ там;Не от небес, лишь от негоЯ жду спасенья своего.(М.Ю.Лермонтов)
М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в Отчизне.
Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитойНи гением начатого труда.И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Это отрывок из стихотворения "Дума". Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимения “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущение своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пёстрою толпою окружён”. Здесь он чувствует себе одиноким среди “приличьем стянутых масок ”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы, великих дел.
В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви, и в дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:Любить,… но кого же?.., на время - не стоит труда,А вечно любить невозможно.
За всё, за всё тебя благодарю я:За тайные мучения страстей,За горечь слёз, отраву поцелуя,За месть врагов и клевету друзей;За жар души, растраченный в пустыне,За всё, чем я обманут в жизни был…Устрой лишь так, чтобы тебя отнынеНедолго я ещё благодарил. В стихотворении “Благодарность” присутствует всё тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по – видимому, свою возлюбленную “за горечь слёз, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрёк в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей – лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю …” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предаются “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь. “Сон” – стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти. В своём сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нём он молится о счастье любимой, о её душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”. В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.
В стихотворение “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далёких тёплых краях.
В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз”.В стихотворении “Как часто, пёстрою толпой окружён” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашёл. Большое место в лирике Лермонтова занимает тема, Родины тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы ХIХ столетия.
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта. Я жить хочу! Хочу печалиЛюбви и счастию назло;Они мой ум избаловалиИ слишком сгладили чело.Пора, пора насмешкам светаПрогнать спокойствия туман;Что без страданья жизнь поэта?И что без бури океан?Он хочет жить ценою муки,Ценой томительных забот.Он покупает неба звуки,Он даром славы не берёт. (М.Ю.Лермонтов)