Мятежность и чувство одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Парус».
Цель: раскрыть значение символического образа паруса в стихотворении и отношение поэта к окружающему миру в стихотворении « Парус».
Задачи: учить анализировать поэтический текст, находить в стихотворении художественно-выразительные средства языка; познакомить учащихся с инверсией.работать над формированием навыков выразительного чтения; развивать творческие способности учащихся;воспитывать у детей умение чувствовать и понимать прекрасное.
Маринист – художник, изображающий море.
Имение Тарханы
стих Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом!...
ИНВЕРСИЯ – изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркнуть смысловую значимость слова или придать фразе особую стилистическую окрашенность. При удачной инверсии резко меняющаяся интонация дает стиху большую выразительность.
Задание: Из стихотворения « Парус» выпишите инверсии. В скобках обозначьте их грамматическую форму. Например: « парус одинокий (подлежащее – определение). Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении « Парус»?
Картины И.К. Айвазовского
Домашнее задание 1. Индивидуальное задание (сообщение по статье учебника «Подарок В.Ф.Одоевского»)2. Попробуйте самостоятельно дать характеристику стихотворению М.Ю.Лермонтова « Листок». 3. Письменное задание по вопросу №6 на с.253 учебника. Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите все цвета и оттенки, которые использованы в стихотворении. Для этого выпишите все слова, где цвет назван или ощущение цвета присутствует. Определите: Лермонтов использует близкие или разнообразные цвета и оттенки?