Учитель литературы и МХКМОУ «Ленинуглёвская средняя общеобразовательная школа» Кемеровская область Ленинск-Кузнецкий район п.ВосходящийУрок литературы в 11 классеКлещерова Наталия Владимировна
«Крылышкуя золотописьмом…» Декодирование текста с усложнённой образной информацией. Анализ стихотворения В.Хлебникова «Кузнечник». Творческая мастерская
О «словотворчестве» Трудно найти предмет, действие или явление для обозначения которого в богатом русском языке не нашлось бы слова. Но бывают ситуации, когда мы произносим всем знакомую фразу: «У меня нет слов!» У нас замирает дыхание от восторга или сжимается сердце от боли, при этом слово, так и не найдя подходящей словесной формы, становится вздохом...Русский поэт начала ХХ века В.Хлебников считал, что слова можно «творить», именно творить, активно используя метод «свободного словообразования», в результате которого на свет появятся совершенно новые, ёмкие по значению, красочные, а главное, понятные всем слова. Сегодня мы отправимся в мир «словотворчества» В.Хлебникова и попробуем создать своё уникальное произведение.
Кузнечик КРЫЛЫШКУЯ ЗОЛОТОПИСЬМОМТОНЧАЙШИХ ЖИЛ,КУЗНЕЧИК В КУЗОВ ПУЗА УЛОЖИЛПРИБРЕЖНЫХ МНОГО ТРАВ И ВЕР.«ПИНЬ, ПИНЬ, ПИНЬ!» - ТАРАРАХНУЛ ЗИНЗИВЕР.О, ЛЕБЕДИВО!О, ОЗАРИ!ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ
Деконструкция Каковы ваши первые впечатления о тексте?-Что вы представляете, когда я произношу слово «крылышкуя»?- Сравните фразу «машет крыльями» и слово «крылышкуя». Чем они различаются?- Какие нормы нарушил поэт, создавая это слово?- Второй авторский неологизм «золотописьмом». Давайте вместе произнесём это слово, попробуем почувствовать красоту и напевность его звучания. Какой образ закодирован в слове «золотописьмом»?- А как написано? Печатными буквами?- Как образовано это слово? - Как можно итерпретировать строку «кузнечик в кузов пуза уложил?»- Что уложил кузнечик в кузов пуза? Как вы понимаете слово «вер»?- Какими звуками наполняется стихотворение в 5-й строке? Кто такой зензивер?-Попробуйте определить, где находится лирический герой?- Какие ассоциации у вас вызывают слова «лебедиво» и «озари»?-Какие эмоции вызывают эти ассоциации? Что хотел выразить этими словами поэт?
Мотивация Давайте посмотрим за окно…Поздняя осень, продрогшие деревья, холодный ветер и позёмка, несущая мертвые листья…Как хочется тепла, солнца, бушующей зелени и синего-синего моря! Представьте, что мы можем оказаться на его берегу, но при одном условии…Мы должны выиграть конкурс! Конкурс песни на тему «Осеннее настроение». Музыка у нас уже есть, а слов нет! Для того, чтобы получить путёвку на морской берег, мы должны за 15 минут сочинить и спеть не обыкновенную песню, а песню, сочиненную по методу, предложенному В.Хлебниковым.
Конструкция (ДЕЕПРИЧАСТИЕ), СЛЕЗНУТ ЛИСТЬЯ,(ГЛАГОЛ) В ОКНО,В СЕРДЦЕ ЛЬЕТСЯ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ),(ГЛАГОЛ) ОНО._________________________(ГЛАГОЛ) НОГАМИ(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) ПО ЗЕМЛЕ.(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) КРУГАМИРАЗМЫВАЮТСЯ В СТЕКЛЕ.___________________________(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) СЕЕТ ДОЖДИК,(ГЛАГОЛ) К НОГАМ.(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) СЛОВНО ХВОСТИКБРОДИТ ГРУСТНО ПО ПЯТАМ.
социализация ЛИСТОПАДЯ, СЛЕЗНУТ ЛИСТЬЯ,СТОНОПЛАЧУТСЯ В ОКНО.В СЕРДЦЕ ЛЬЕТСЯ СВЕТЛОГРУСТЬЕМУРЛЫПЕСНИТСЯ ОНО._________________________ТОПОХЛЮПАЮТ НОГАМИПЕШЕЛЮДИ ПО ЗЕМЛЕ,РАЗНОЗОНТИКИ КРУГАМИРАЗМЫВАЮТСЯ В СТЕКЛЕ.__________________________ДРОБОСТУКОМ СЕЕТ ДОЖДИК,ЛИСТОКЛЕИТСЯ К НОГАМ.СЫРОХМАРЬЕ СЛОВНО ХВОСТИКБРОДИТ ГРУСТНО ПО ПЯТАМ.
Исполнение песни Вставьте клип из приложения
Вы выиграли конкурс! Вас ждет теплосинь и шумоволн прекрасного южного моря!
Использованная литература Кузнечик.jpg. http://joya.kroogi.ru/content/show/840781Портрет поэта Велимира Хлебникова. http://www.artsait.ru/art/l/larionov/art2.phpстихотворение Велимира Хлебникова "Кузнечик... http://community.livejournal.com/ru_reader/564414.html