М. А. Шолохов «Донские рассказы» « Страницы рассказов густо окрашены кровью» Ф. Г. Бирюков «…проба пера, проба литературных сил..» М. А. Шолохов
История создания Начиная с 1924 года в журналах появляются рассказы М. А. Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926): « Родинка» ( первый рассказ М. А. Шолохова) « Червоточина » - « О Колчаке, крапиве и прочем» - « Калоши» « Обида» « Продкомиссар» «Пастух» и др. «Донские рассказы» написаны по горячим следам событий гражданской войны и заслуживают внимания как документы истории. М. А. Шолохов сказал: « В «Донских рассказах» я старался писать правду о жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для партии и народа…» « Донские рассказы» являются первым литературным опытом писателя. На них сразу же обвалился шквал критики, но вся она была исключительно положительная. « Донские рассказы стали новеллистической предысторией «Тихого Дона»
Лейтмотив и герои. « Донские рассказы» – это не прощание, а встреча с оружием, это стихия ожесточения. Молодой писатель воссоздал притихшую после Врангеля и Колчака Донщину, но раздул угасающие огоньки вражды, превращая мелкие банды в целые воюющие армии. Основным сюжетом являются сцены кровопролитий, братоубийств на почве всяческого классового размежевания, книгу переполняют иллюстрированные образы «богачей» и «бедноты»
Фактически вся серия новелл создана из типовых ситуаций избиения одной частью народа другой части. В рассказе «Родинка», например, белогвардейский атаман в бою зарубил красного командира и узнал в умирающем сына, а затем покончил с собой. В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает решение трибунала казнить родного отца за саботаж. М. А. Шолохов, воспроизводя, сгущая страшные эпизоды и мотивы ненависти, писал не сказки. Он был врагом романтических красот, яростно повторяя, что нельзя чересчур живописно писать о смерти, приписывать погибающим состояния, когда они умирали, захлёбываясь красивыми словами. М. А. Шолохов поддерживает гражданскую войну и революцию. В рассказе он ориентируется на героизацию гражданской войны, господствующую в то время. Считалось, что война – это праздник трудящихся и эксплуатируемых, месть богачам и угнетателям. Писатель умело передаёт мироощущение героев , понимает и раскрывает их глубину, показывая порой совсем неожиданные стороны.
Так, например, бесхитростный Яша Шибалок, пулемётчик сотни особого назначения в рассказе « Шибалково семя», винтик в машине насилия, неожиданно вносит исправление в мораль жестокости. Он убил совестливую шпионку из банды противника, а относительно предложения сотни убить младенца, сына шпионки твёрдо сказал : «А мне жалко пострелёнка до крайности. Думаю, пусть растёт» Шолоховские герои - люди норовистые, упрямые. Они не смолчат, когда увидят несправедливость, зло, беззаконие. Персонажи «Донских рассказов» не перекладывают ответственность на другого. Произведения пронизаны образом сильного, волевого, мужественного человека, расчищающего дорогу к будущему.
Средства художественной выразительности « Донские рассказы» подчёркнуто антиромантичны, натуралистичны, в языковом плане обращены к достоверной просторечной народной стихии языка. Присутствуют такие словечки и речевые обороты, как откель, играйся, опосля, вы для меня есть порожнее ничтожество и др.Они призваны подчеркнуть будничность и натуральность всего происходящего. М. А. Шолохов стягивал все события в рамки « малоформатного» рассказа, раскрывая мозаику взаимосвязей личности, отбирая детали и словесные краски для самоанализа героев. Он прекрасно раскрыл технологию « новеллы», в ней- краткость малых действий, быстрое развёртывание конфликта, неожиданная концовка.
« Донские рассказы» и « Тихий Дон» Место « Донских рассказов» по отношению к «Тихому Дону» нельзя толковать однозначно. С одной стороны, они действительно подготовили будущую эпопею, помогли писателю подняться над узкими догмами о радостной революции. «Тихий Дон» развивал многое, что робко пробивалось в «Донских рассказах». Но, с другой стороны, Шолохов в «Тихом Доне» преодолевал культ насилия, идею бойца как винтика революции, вводил романтическую красоту героев.