Русские писатели XVII века ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах России, ее современных проблемах. Сохраняются традиции «добрословия» - пышная риторика и «плетение словес» «И повеле (Борис Годунов) тое царскую младорастущую и красноцветаемую ветвь оторгнути, благоверного царевича Дмитрия, яко не созрелого класса, пожати, младенца незлобива суща смерти предати и яко агнца заклати»
Жанры: Историческая повесть Бытовая повесть Сатира (литературный жанр направленный на уничижительное осмеяние явлений общественной жизни, которые представляются автору порочными) Вирши (стихи предназначенные для чтения, а не для пения) Драматургия
Аврамий Палицын Аврамий Палицин родился в с. Протасово около Ростова 1588г подвергся опале, пострижен в монахи Соловецкого монастыря С 1608 г келарь Троице-Сергиева монастыря При вступлении на престол Бориса Годунова, Палицын был возвращен из ссылки
«Сказание» Аврамия «Сказание» о Смутном времени в России. Причины Смуты попущение грехам: Убийство царевича Дмитрия в Угличе Годуновым Лицемерие Бориса Годунова Попустительство со стороны народа => «Бог наказал Русскую землю голодом и войной» Подробное описание многомесячной осады Троице-Сергиева монастыря от поляков В окончании «Сказания» Палицын говорит о том, что только отчаянная борьба за свободу Отечества искупает грехи людей.
Исторические повести «Временники» дьяка Ивана Тимофеева «Повесть о покорении Сибири» «Повесть о Азовском сидении донских казаков» И.Е. Репин, картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Сатирические произведения: «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Калязинская челобитная» - высмеивала монастырь братия которого была озабочена не молитвами, лишь тем в достатке ли вино и пиво. о мздоимстве ( взяточничестве) Монахи жалуются на архимандрита тверскому епископу Симеону: «Он родом поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, мало с нами пьет, да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метельными комлями да ременными плетями. Честь нам у него была добра, во всю спину ровна, что кожа с плеч сползла. А когда мы богомольцы за правилами с вечера утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся, а поутру встать не можем, а где клобук с мантиею, того мы и не помним…»
Жития святых Протопоп Аввакум – основоположник автобиографичного жанра в русской литературе. В житие с откровенностью он рассказывает о мытарствах многострадального человека посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной церкви. Протопоп Аввакум
«Отец ми бысть священник Петр, мати Мария, инока Марфа. Отец мой принадлежаще пития хмельного, мати же моя постница и молитвиница быть всегда учаше мя страху Божию. Аз же, некогда видев у соседа скотину умершу, и в той нощи воставше, перед образом плакався довльно о душе воей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех пор обыкох по всея нощи молиться» из «Жития» Аввакума
Вирши Симеона Полоцкого 1680 г сборник стихов Симеона Полоцкого «Рифмология, или Стихослов». Симеон Полоцкий, гравюра XVII века Стихи Симеона Полоцкого написанные в форме звезды
Ты, чтый, за сию милость моли Бога царю пресветлу жити лета многа, Во книзе жизни написану быти, здраво, весело, славно в мире жити, Вся супостаты силно побеждити… …Россия славу расширяет Не мечем токмо, но и скоротечным типом, чрез книги с сущым многовечным. Но увы нравов! Иже истребляют, яже честным трудове раждают. Не хощем с солнцем мирови сияти, в тме незнания любим пребывати. Стихи Симеона Полоцкого