Во всем мне хочется дойтидо самой сути.Б. Пастернак Изучение литературы в модели саморазвития человека - путь к компетентности. Из опыта работыУчителя МБОУ «Лицей №1»Кузнецовой Г. И.
«Модель саморазвития человека» Авторской школой во главе с профессором К. Я. Вазиной, начиная с 1973 года, разрабатывается, экспериментально проверяется и внедряется в практику модель саморазвития человека, педагогическая технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ), позволяющая развивать общие предметные способности учащихся.
Разделяю точку зрения профессора Вазиной К. Я., которая рассматривает человека как духовно-природное («всеобщее»), саморазвивающееся («особенное»), уникальное («единичное») явление, живущее и действующее в социокультурной среде.
Считаю, что главная цель образовательного учреждения – создать условия и подготовить учащихся к непрерывному самодвижению, саморазвитию. В своей работе опираюсь на структуру учебной ситуации, разработанной Вазиной К. Я.
Как происходит включение в проблемную ситуацию? даю противоположные точки зрения критиков по проблеме;сопоставляю оригинал и черновые наброски текста;включаю стихи классиков и современных поэтов с острой нравственной проблематикой;опираюсь на публицистические статьи и диагностику;использую репродукции картин, фрагменты из фильмов, грамзаписи, инсценировки отдельных сцен;зачитываю выдержки из сочинений, в которых звучат разные точки зрения.
Текст.Словари С. Ожегова, В. Даля.Древо понятия.Карточки.Простой или сложный план.Репродукции, рисунки.АлгоритмПоследовательный анализ эпизодов.Осмысление вопросов.
Творческие микрогруппы – внешний механизм развитияСлово учителя (ввод в проблему)Постановка целей учащимися и коррекция их учителем (мировоззренческой и предметных)Проектирование результата (первичное осмысление текста, личные впечатления, чувства, эмоции)Выбор средств (текст, словари, план, карточки, алгоритм)
Организация поискового пространства Организация поисковой деятельности по творческим микрогруппам (Зона поиска – текст, словари).Коррекция проблемы.Определение способов деятельности:работа по алгоритму, плану, карточкам;нахождение ключевых слов;процесс построения Древа понятия.Реализация программы деятельности.Выработка личных, групповых позиций, точек зрения.Общее обсуждение (определение нормы).
Организация рефлексивного пространства Рефлексия деятельности учащихся. Осознание совместной и индивидуальной деятельности (в чем успех или неуспех, над чем работать).Выход на новую проблемную ситуацию (домашняя работа).Рефлексия преподавателя. Соответствует ли проект ситуации процессу деятельности.
Результат деятельности