Жизнь и творчествоВ.В.Каменского. Учитель МБОУ «Лицей № 1»Кузнецова Г.И.
ДЕТСТВО Василий Васильевич Каменский родился 17 апреля 1884 года в селе Боровское Пермской губернии в семье смотрителя золотых приисков Василия Филипповича Каменского и дочери камского капитана Евстолии Гаврииловны Серебренниковой. Он рано потерял родителей и воспитывался в семье тети – Александры Гавриловны Трущовой. Вася рос вместе с братьями на вольном воздухе в деревянном доме на самом берегу Камы, гоняя голубей и уезжая рыбачить на камские острова. С этих лет и на всю жизнь Василий Каменский сохранил любовь к природе и детскую радость от соприкосновения в первозданной стихией Камы.
В семь лет Вася был отдан в школу при Слудской церкви, а через два года Каменский был переведен в городскую школу. Вася полюбил книги, он запоем читал и заучивал наизусть стихи великих классиков, любил приключенческую литературу, стал мечтать о путешествиях. В 11 лет Каменский начал писать первые стихи о сиротской доле и о горестях человеческих. «Весна открыла Каму,А я открыл окно.Зачем, зачем мне сиротоюОстаться суждено.Пароходики, возьмите меня,Увезите в неизвестные края»
В 1900 году Василий Каменский поступил на службу в управление Пермской железной дороги. «Я стал личностью, почти человеком, к которому серьезно обращаются люди с бородами, мне платят жалованье 20-го, как всем, я вдруг переродился, изменился. Я стал конторщиком Каменским». Вскоре в либеральной газете «Пермский край» под псевдонимом «Песатель-ский» появилась небольшая статья «В народной столовой» – первая самостоятельная публикация Каменского. «Я сиял краше солнца и без конца перечитывал свое произведение в печатном виде». В 1902-1904 годах Каменский пережил увлечение театром. Под псевдонимом Васильковского он скитался с театральными труппами по городам России. Актерская жизнь познакомила его со знаменитым режиссером Всеволодом Мейерхольдом.
УЧАСТИЕ В РЕВОЛЮЦИИ 1905 После прощания с актерской карьерой Каменский устроился таксировщиком на железнодорожной станции. Ко времени огромнейшей двухмиллионной Всероссийской политической стачки молодой, возбужденный, экспансивный Каменский приобрел большую популярность среди тагильских рабочих. Революция втянула его в вихрь событий. Каменский выступал на митингах, на собраниях, участвовал в составлении резолюций. В 1905 году Каменский возглавил забастовочный комитет в Нижнем Тагиле, за что год провел в одиночной тюремной камере.
Через десять лет после революции была написана поэма «1905-й», где уже зрелый поэт писал о пережитых событиях и использовал стихи тех лет. «Стучи наш молот,Бей сильней.Короче рукава.Железо пламени красней –Пора его ковать.Пока железо горячо –Раздайся молодцы,Во весь размах,Во все плечоРаботай кузнецы!»
После революции Каменский уехал в Санкт-Петербург и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. За ученье он взялся с азартом и сразу окунулся в студенческую жизнь, в ее кипение и страсти, в ее увлеченья и интересы, бывал на многочисленных студенческих диспутах, докладах, вечеринках, политических собраниях, студентами курса Каменский был выбран старшиной. В то же время Каменский занялся живописью. Он считал, что это была ремесленническая работа. Изображал он геологические пласты, почвенные разрезы, корни растений, которые требовались для курсов.
Осенью 1908 года Каменский стал редактором журнала «Весна», в котором печатались его стихи. За короткое время он познакомился со многими известными в то время литераторами. Особенно Каменский отмечает встречу с Хлебниковым, которая привела к дальнейшей дружбе двух будущих крупных поэтов-новаторов. Весной 1909 года вышел в свет ставший печально знаменитым сборник «Вехи». Совсем еще недавно печатались слезливые стихи в «Весне», а теперь Каменский начал писать стихи совсем иного склада, иного характера и настроений. В 1914 году на выставке «4» Каменский экспонировал «железобетонные поэмы». Каменский делал попытки слить воедино литературу с изобразительным искусством.
РОЖДЕНЬЕ ПОЭТА В марте 1910 года вышел в свет сборник «Садок Судей». С него, в сущности, началось «ниспровержение» всех и всяческих канонов, всех и всяческих основ в литературе, то есть было положено начало русскому футуризму. Книга «Садок Судей» сразу взметнулась яркоцветной ракетой на сером небе старенькой литературы, изображал Каменский «Садок» как «общую книгу», как «бомбу», начиненную динамитом первого литературного выступления. Книга выделялась на общем фоне главенствующего тогда в поэзии символизма, наделала много шума и вызвала злейшую критику, даже ругань в печати. Каменский заявил о себе как о настоящем поэте.
Книгу «Садок Судей» открывали двенадцать стихотворений Каменского. Это были удивительные для того времени стихи. Основной тон абсолютного большинства их жизнерадостен, жизнелюбив, светел, оптимистичен. Первым и одним из самых ярких было стихотворение «Жить чудесно». «Жить чудесно! Подумай:Утром рано с песнямиТебя разбудят птицы –О, не жалей недовиденного сна –И вытащат взглянутьНа розовое солнечное утро.Радуйся! Оно для тебя!»
На рубеже 1911 года в Петербурге была выпущена книга «Землянка». «Землянка» - книга лирической прозы, большая лирическая поэма. Сюжет «Землянки» несложен. Это уход от города, как воплощение всех зол, в природу с ее благодетельным влиянием на человека. «Землянка» отличается спокойным, может быть несколько приподнятым тоном литературного языка, в котором, однако, чувствуется влияние символизма. Одна из отличительных черт стиля повести – свобода языка. Другая черта – то, что Каменский в противовес языку символической поэзии употребляет здесь большое число слов из уральского и северного народного говора.
АВИАТОР КАМЕНСКИЙ В 1910-1912 годах Василий Каменский всерьез занимался авиацией. Изучив за короткое время теорию и практику воздухоплавания, совершив стремительную поездку в Лондон на Всемирную воздухоплавательную выставку, 9 ноября 1911 года Каменский получил диплом пилота-авиатора Международной Воздухоплавательной Федерации. Но авиационная карьера Каменского скоро прервалась катастрофой, которая произошла в 1912 году в польском городке Ченстохове.
После неудачного полета Каменский вернулся в Пермь и поселился на хуторе близ деревни Шадрино. Он с головой ушел в хозяйственно-строительные дела. Здесь Каменский снова взялся за литературу и начал писать стихи. В 1925 году было написано стихотворение «Каменка». «Так вот, раздумываяУ костраПишу я другу:Да, жизнь пестра,Но Каменка –Мой философский Угол».
ФУТУРИСТ КАМЕНСКИЙ В 1913 году Каменский стал писать на заумном языке. Он сыграл большую роль в замечательном освоении фонетических богатств русского стихосложения. Это был поток рифм, созвучий. Открыты были такие шлюзы, что, казалось, запас будет неисчерпаем. Осенью этого же года, Каменский познакомился с Маяковским, который покорил его с первой встречи. Знакомство привело к совместным выступлениям по всей стране. Позже Каменский встречает Чуковского, который под впечатлением ставит документальный фильм «Поэт Василий Каменский».
Лучшим другом Каменского всегда оставался Маяковский. До самых последних дней своих Каменский хранил чувство огромной любви и привязанности к Маяковскому, часто делал о нем доклады, читал лекции. А в первую годовщину смерти Маяковского, 14 апреля 1931 года, в тифлисской газете «Заря Востока» впервые была опубликована поэма Каменского «Юность Маяковского», глубоко лирическое и в то же время политически заостренное произведение. «И он – Поэт, и Принц, и Нищий,Колумб, Острило и Апаш,Кто в Бунте Духа смысла ищет –Владимир Маяковский наш».
Образ Степана Разина с детства завладел помыслами Каменского, захватил, зачаровал его бесшабашностью, удалью, бойцовским темпераментом. Знакомства с футуристами сыграли значительную роль в создании одного из определяющих фрагментов будущего творения Каменского. Это широко известный отрывок «Сарынь на кичку!». «Ядреный лапотьПошел шататьсяПо берегам.Сарынь на кичку!В Казань!В Саратов!В дружину дружнуюНа перекличку,На лихо лишноеВрагам!Сарынь на кичку!»
В 1915 году вышел в свет роман «Стенька Разин», в котором, хоть и в прикрытой форме, сказались ниспровергательские, революционные настроения автора. Роман явно проповедовал идеи борьбы за свободу народа и за его вольность. Во вступлении Каменский провозглашал: «…и свершится великое чудо: богатырский Русский Народ пасхальнозвонными, семицветными радугами раскинет свои вольные дни по русской Земле и сотворит жизнь, полную невиданно-неслыханных чудес». В романе Каменский описывает стихию крестьянского восстания и бурю бунта, используя архаизмы, лексику XVII-XVIII веков и слова, созданные им самим.
Каменский принимал активное участие в революции. Он сочинил «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств». Этот Декрет, написанный стихами, призывал поэтов расклеивать на улицах свои стихи, художников – прибивать к домам картины, музыкантов – ходить по улицам, влезать на балконы и играть перед народом. Все говорили о необходимости вынести мастерство на улицу, дать искусство массам трудящихся, ибо эти демократические задания всегда входят в программу футуризма. «Требуется устроить жизньРаздольщину,Солнцевейную, ветрокудрую,Чтобы на песню походила,На Творческую Вольницу,На песню артельную, мудрую».
С 1924 года в пермской газете «Звезда», а позднее и в других газетах и журналах печаталось довольно много рассказов, очерков Каменского, почти целиком посвященных жизни уральской деревни. Вскоре вышла книга «Лето на Каменке» , в которой Каменский обнаружил точное видение современной советской действительности и не только передавал свои наблюдения, но и говорил о серьезных проблемах, возникших в то время в деревне». Другим произведением периода зрелого творчества Каменского была поэма «Емельян Пугачев», в которой с огромной силой проявилось его мастерство, особенности его оригинального, неповторимого стиля.
В 1931 году Каменский передал свою Каменку, в которой прожил двадцать лет, колхозу. Взамен он получил дом в селе Троица на берегу реки Сылва. Троицу Каменский полюбил за дом, который ему нравился, за Сылву, за рыбную ловлю и охоту, которым отдавал почти все свободное время. Каменскому нравилась деревенская жизнь, он увлеченно занимался поэтическим ремеслом и общественной работой.
В Троице Каменский писал стихи. В 1934 году была написана поэма «Встреча с Миром», в которой Каменский рисует картины природы и размышляет о месте человека в мире. Позже в 1939 году Каменский опубликовал посвященный советским летчикам роман в стихах «Могущество». Но программным произведением стала у Каменского «Поэма о Каме». Эта поэма проникнута любовью к родному краю. «Не знаю, сколько летНа свете мне прожить дано,Но не забуду я одно –Давно хочу признаться в этом –Кама, Кама, Камушка,Не знаю, права, сам уж как,Сделала меня поэтом».
Внезапно разразилась самая жестокая в истории Великая Отечественная война. Как боевой советский поэт, Каменский выступал на антифашистских вечерах и писал стихи, веря в победу. В 1943 году у Каменский развивалась гангрена. Вскоре ему ампутировали обе ноги. В последние годы Каменский увлекся рисованием цветными карандашами, подолгу смотрел телевизор, слушал радио, старался не выключаться из окружающей его действительности. 11 ноября 1961 года Каменский умер в Москве. Урна с его прахом замурована в стене Ново-Девичьего кладбища. Василий КаменскийПоэтАвиатор1884-1961