Две бездны Презентация к занятию по философской лирике Ф.И.Тютчева
«Сны», 1830 Как океан объемлет шар земной,Земная жизнь кругом объята снами…Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.1. Соотношение сонорных в первых трех и последней строке строфы.2. Соотношение количества стоп в первых трех и последней строке строфы. 3. Соотношение оппозиций «земля – океан» и «дневное сознание – сны».
«Сны», 1830 То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.1.Законы физики и законы художественного текста.2.Значение образа «волшебного челна».
«Сны», 1830 Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.1.Что в стихотворении стоит за образом «пылающей бездны»?2. Законы физиологии и законы художественного текста.
«О чем ты воешь, ветр ночной?», начало 30-х гг. О чем ты воешь, ветр ночной?О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо-жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке –И роешь, и взрываешь в немПорой неистовые звуки!..1.Диалог с одушевленной и осмысленной стихией.2.Нарастание грамматического хаоса.
«О чем ты воешь, ветр ночной?», начало 30-х гг. О! страшных песен сих не пойПро древний хаос, про родимый!Как жадно мир души ночнойВнимает повести любимой!Из смертной рвется он груди,Он с беспредельным жаждет слиться!..О! бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!..1.Грамматический хаос в художественном космосе Тютчева.2. Что может стать результатом диалога человека со стихией?
«День и ночь», 1839 На мир таинственный духов,Над этой бездной безымянной,Покров наброшен златотканыйВысокой волею богов.День – сей блистательный покров – День, земнородных оживленье,Души болящей исцеленье,Друг человеков и богов!1.Образы дня и ночи в стихотворении.2.Соотношение дневных и ночных образов: картина мира по Тютчеву.
«День и ночь», 1839 Но меркнет день – настала ночь;Пришла – и, с мира роковогоТкань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!1.Анжамбман у Тютчева: смысл приема.2.Чем страшна ночь для тютчевского человека?
«Святая ночь на небосклон взошла…», конец 40-х гг. Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный,Как золотой покров, она свила,Покров, накинутый над бездной.И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной.На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен,И нет извне опоры, ни предела… И чудится давно минувшим сномЕму теперь все светлое, живое…И в чуждом, неразгаданном ночномОн узнает наследье родовое. Проследите соотношение дня и ночи в стихотворении.Попробуйте определить, почему четырехстопных строк в стихотворении всего две.Объясните значение слова «виденье» в контексте стихотворения.Попробуйте объяснить значение многоточий в стихотворении.Объясните значение слова «бездна» и степень важности его для автора.