Тема урокаПроблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
Цели урока:
Технологии:
кроссворд
По горизонтали:1.Углубленное изображение психических, душевных переживаний.2.Общий вид какой-нибудь местности.3.Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.4.Образное, художественное определение.5.Мелкая подробность, частность.6.Последовательность и связь описания событий.По вертикали:1.Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.2.Строение, соотношение и взаимное расположение частей.3.Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.4.Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство.5.Художественное изображение, образ литературного героя.
Ответы:
По горизонтали:1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6. Сюжет.По вертикали:1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик; 4. Интерьер; 5. Портрет
1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется “Телеграмма”? Какую телеграмму имел ввиду автор и почему? /рассказ-предостережение/
Задание по группам
Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с описанием природы из повести, изменится ли что-либо? Какова роль образа подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной Виардо, Гюго
Задание по группам
Задание по группам
Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в переводе означает “Солнечный путь”/. Можно ли употребить слово “пустельга” к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Задание по группам
Задание по группам Художественные детали в рассказе:А) Манюшка, шмыгая носом. Отнесла это письмо на почту. Долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра.В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь- сатирик, который обладал уникальной способностью сразу угадывать человека. Никто не разглядел сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Прием контраста - ленинградские и сельские страницы;в сцене, когда Настя получает телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. – “…а с кафедры неслось: забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/, “Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”
Задание по группам Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит до читателей мысль о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась? /Имя Настя “Воскрешающая”/. Для чего в рассказ вводится образ молодой учительницы?
Домашнее задание