Чтение с интерактивной доски в системе подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Заиченко А.И. №106 793 534
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ преподавания русского языка связаны с чтением и анализом текста. Текстоцентричный подход - одно из направлений современной методики. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспита- тельную.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ преподавания русского языка Чтение на уроке с интерактивной доски актуально, оно позволяет использовать разные виды чтения для получения, усвоения и применения учебной информации, что является определенным инструментом в повышении эффективности подготовки к ГИА. Итерактивная доска позволяет решать вопросы просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения; включает обучающихся в коллективный и диалоговый режим работы.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ преподавания русского языка Итерактивная доска решает проблему раздаточного материала, предполагает выработку навыков осмысленного чтения и эффективного анализа с последующим созданием собственного речевого продукта на основе прочитанного.
Урок-практикум «Работа с текстом.Приемы сжатия текста» Используем фрагмент текста В.Распутина «Байкал» для ознакомительного коллективного медленного чтения с по- следующим выполнением алгоритма сжатия текста: выделение микротем (составление плана), повторное чтение (слуховое),с выделением и записью в тетрадь ключевых слов и понятий.
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
Сохранение последовательности в развитии событий Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части Использование грамматических форм, отличных от авторских Установление смысловой связи между предложениями Использование уместных языковых средств
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Сокращение сложного предложения. Объединение двух предложений в одно. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.. У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой.
Чтение и анализ авторских текстов способствует глубокому проникновению в структуру художественных образов, дает возможность почувствовать красо- ту родного языка. Методика прочтения и работы с художественным текстом про- ста. Первое чтение проводится учителем, чтобы сохранить выразительность, верное интонирование, возможный комментарий.
Чтение и анализ авторских текстов Второе чтение –коллективное, с конкретной целевой установкой. Для такой работы рекомендуем использовать фрагменты из текстов И.А.Бунина «Осенью», «Тишина», «Веселый двор», «Эпитафия», «Пере- вал» и др. Для формирования навыка внимательного изучающего чтения используем методические приемы.
Восстановление деформированного текста Прочитайте внимательно текст. Устра- ните признаки деформации,объясните. Море гудело над нами грозно выде- ляясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное теряющееся в пространстве оно лежало глубоко внизу далеко белея сквозь сумрак бе- гущими к земле гривами пены.
Выделение необходимой информации при изучении новой темы Море гудело над нами грозно ,выде- ляясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное ,теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу ,далеко белея сквозь сумрак бе- гущими к земле гривами пены.
Восстановление целостного, логически завершенного текста Собирались тучи, ветер нес песни жаворон- ков, но они терялись в непрестанном бегущем шелесте и шуме. От цветов белых, синих, розовых, желтых ря- бит в глазах. Еле намечалась среди кустов и пней заглох – шая дорога. Целые поляны залиты ими ,такими красивыми ,что только в березовых лесах растут.
Установление соответствий От цветов белых, синих, розовых, желтых ря- бит в глазах.-Сложное,комбинированное. Целые поляны залиты ими ,такими красивыми ,что только в березовых лесах растут.-Простое. Собирались тучи, ветер нес песни жаворон- ков, но они терялись в непрестанном бегущем шелесте и шуме.-Простое,с однород.членами. Еле намечалась среди кустов и пней заглох – шая дорога.-СПП
Результативность чтения с интерактивной доски. Системность такой работы не только помогает учащимся готовиться к ГИА, но и развивает,совершенствует их речь, мышление,формирует духовные и эсте- тические ценности. Не следует забывать,что такая работа должна быть дозированной,соответство- вать познавательным возожностям школьников.
Первая минута- чтение «вполголоса» Вторая минута-чтение «про себя» Третья минута-чтение вслух (медленно,можно по слогам) Четвертая минута- беглое слуховое чтение Читательская пятиминутка