Читательская конференция: «Писатель Александр Викторович Костюнин и его произведения»
Председатель Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард»г.Петрозаводск. Член Союза писателей РФ
Мне 42 года. Родился и живу в Карелии. Работаю на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков . Писатель о себе
Так сложилось, что на протяжении последних шести лет моя должность - Председатель Совета директоров. Как метко заметил Сергей Довлатов: «От хорошей жизни писателем не станешь».
Хочется о самом главном сказать простыми искренними словами. Пробегая по чужой судьбе, давайте задумаемся о своей. Мысли о прошлом - единственный надёжный мост в будущее.
РОДИЛСЯ 25 августа 1964 года в Республике Карелия. Член Союза писателей России, фотохудожник. За книгу «В купели белой ночи» Александру Костюнину в 2008 году присвоено звание лауреата премии имени А.И.Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и звание лауреата премии им. С. В. Михалкова в номинации «Лучшая книга 2007 года» России
Творчество карельского писателя Александра Викторовича Костюнина пленяет прежде всего созданной им панорамой прекрасных пейзажей Северной Карелии.
Председатель Совета директоров ОАО«Судостроительный завод «Авангард» г. Петрозаводск. Член Союза писателей РФ Костюнин Александр Викторович
Каждый человек, помимо воли, размышляет о своей Жизни и Смерти, о Добре и Зле, о Любви и Ненависти. От этих мыслей никуда не спрятаться. Хочется о самом главном сказать простыми искренними словами.
Советуем прочитать рассказы А.В.Костюнина: «Рукавичка», «Танина ламба», «Жор глубинной щуки», «Колежма», « Вальс под гитару», « Сплетение душ»(Повесть-хроника)
Рассказ Александра Викторовича Костюнина «Орфей и Прима»
Проблема ответственности человека за тех, кого приручили (по рассказу А.Костюнина «Орфей и Прима») Охота зело добрая потеха
Мы в ответе за тех,кого приручили. (А. де Сент-Экзюпери) Охота зело добрая потеха
Проблема ответственности человека за тех, кого приручили В начале произведения Эпиграф:«Охота зело добрая потеха, ее не одолеют печали и кручины всякие» В конце произведения «С тех пор я не охотился с гончими»…
Проблема ответственности человека за тех, кого приручили Цель: «получить удовольствие от охоты на зайца-беляка с русскими гончими». Цель: «избавиться от далекого, щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки».
Почему рассказ вызывает щемящую грусть? Гипотезы 1. Не состоялась охота; 2. Охота не понравилась; 3. Не хватало денег для оплаты. «Уже я отъехал далеко и музыку включил легкую, а он все не отпускал и преследовал меня»
«Орфей и Прима» Что произошло с героем в охотничьем стане, что явилось причиной его душевного беспокойства?
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Язык произведения устаревшая и разговорная лексика Егерь, брюхатая,чепрак, урядник узерка (диал.),тужурка, сигаретина дешевая,газетины кусок, бъет садче,голову пихает, ладистая
Вопрос «Какова идея стихотворения?» (человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле) Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака?
Что общего между рассказом А.В.Костюнина «Орфей и Прима» и стихотворением С.Есенина? В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека.
Что общего между рассказом А.В.Костюнина «Орфей и Прима» и стихотворением С.Есенина? Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада». И ещё: «Всё от древа». О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире.
Что общего между рассказом А.В.Костюнина «Орфей и Прима» и стихотворением С.Есенина? И потому, если все мы - дети единого древа жизни : и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая.
Что общего между рассказом А.В.Костюнина «Орфей и Прима» и стихотворением С.Есенина? И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя.
Трагическая гибель обессилевшего от гона Орфея и насильственная смерть новорождённых щенят вызывают ощущение катастрофы. Вот то общее, что объединяет произведения Костюнина и Есенина.
Читая произведения С.А.Есенина и А.В.Костюнина, вы обратили внимание на язык? Проанализируем язык их произведений.
1 часть Ключевые слова у Есенина: ощенила, семерых, ласкала, теплый. Цвет: золотой, рыжий, ржаной (цвет ржи). Эпитеты: ржаной закут, снежок подталый.
2 часть Ключевые слова: вечером, хмурый, поклал, мешок. Цвет: серый, мрачный (вечер).
3 часть Ключевые слова: сугробы, бежала, дрожала. Цвет: белый (сугробы), стальной отлив воды.
4 часть Ключевые слова: плелась, пот, показался, щенков, звонко, скуля, скрылся. Цвет: темнота, ночь, синяя высь, тонкая Образные средства: эпитет (синяя высь, месяц тонкий- инверсия), метафора (глядела звонко).
5 часть Ключевые слова: глухо, камень, покатились. Цвет: белый снег, золотые глаза, ночь. Образные средства: сравнение (как от подачки), эпитет (золотые звезды).
Общая идея произведений Человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле
Язык произведения С.А.Костюнина Профессиональная лексика Выжлец,выжловка,выжлятник,вертлюг, гон, работать в полазе
Тропы: Истома стала овладевать, Смывая и унося дневные заботы, Гончая охота-как натянутая струна, Блики огня прыгали, Черные еловые лапы Язык произведения С.А.Костюнина
Следует отметить и тургеневские традиции Образ собаки И.С. Тургенев «Ермолай и мельничиха») «Была у него и лягавая собака,по прозванью Валетка,преудивительное созданье…».«Замечательное свойство Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете…»
Тургеневские традиции Образ собаки И.С. Тургенев «Ермолай и мельничиха») «Если б речь шла не о собаке, я бы употребил слово «разочарованность». «Обыкновенно он сидел, хмурился, вздрагивал по временам и никогда не улыбался
А.В.Костюнин «Орфей и Прима» «Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, до этого времени он не спал, а лишь притворялся и все слышал…» «С мрачным видом подошел к своей миске; устало поднявшись,он подошел к холодильнику…». «Гончик изобразил полное равнодушие, вернулся на место и лег».
Образ собаки «На охоте он отличался неутомимостью и чутье имел порядочное, но если случайно догонял подраненного зайца, то уж съедал его с наслаждением всего, до последней косточки…» И.С.Тургенев.
Образ собаки «Дверь настежь–и смычок русских гончих, теснясь и разбрасывая слюну, выскочил на волю. Вдруг натекают на пахучий след. И вот нос еще сзади, не может оторваться, а корпус и ноги уже в погоне». А.Костюнин «Орфей и Прима»
Сравним пейзаж в рассказах Тургенева и Костюнина
Сравним пейзаж в рассказах Тургенева и Костюнина
«Сквозь обнаженные, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами;высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве». «Гроза надвигалась.Впереди огромная туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись длинные облака; ракиты тревожно шевелились и трепетали». (Тургенев И.С. «Лес и степь», «Бирюк»)
«Был скоротечный период года, который у гончатников принято называть «узерна».Золотая осень и яркие краски закончились. Первый снег уже был, но бесследно растаял. Талая земля еще не промерзла. Березы сменили сусальное золото листвы на строгий готический стиль». «Стало смеркаться. С обеда серые тучи, словно устав, замедлили ход, лениво теснились и наползали друг на друга».
Пейзаж «Сквозь обнаженные, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве». «Гроза надвигалась.Впереди огромная туча медленно поднималась из-за леса;надо мной и мне навстречу неслись длинные облака; ракиты тревожно шевелились и трепетали». (Тургенев И.С. «Лес и степь», «Бирюк») «Был скоротечный период года, который у гончатников принято называть «узерна».Золотая осень и яркие краски закончились. Первый снег уже был, но бесследно растаял. Талая земля еще не промерзла. Березы сменили сусальное золото листвы на строгий готический стиль». «Стало смеркаться. С обеда серые тучи, словно устав, замедлили ход, лениво теснились и наползали друг на друга».
Композиция рассказа «Орфей и Прима» Завязка : заказ охоты Развитие действия: история собак: судьба Орфея и судьба Примы: Орфей-любопытный, свободолюбивый, упорный, изобретательный; Прима-упорство, изобретательность, воля к свободе; «ворчала, легонько рычала, путалась под ногами, скулила…»
Композиция рассказа «Орфей и Прима» Кульминация «заливисто, победно прорвало; гон зазвенел, жаркий,страстный гончаки резвые, паратые,равные на ноги…»
Композиция рассказа «Орфей и Прима» Развитие действия «Орфей лежал, на спине,задрав вверх дрожащие окровавленные лапы; не скулил: даже на это сил не было». Прима «К нашему появлению отнеслась равнодушно, а сама ждала кого-то: беспокойно вытягивала морду, принюхивалась…»
Композиция рассказа «Орфей и Прима» Развязка «Кобель не вернулся.Знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков,как раз там, где полевали». «Сука, почуя недоброе, завыла; бесновалась, кидалась на глухую дверь, ударялась об нее всем телом, падала, поднималась, снова и снова билась…»
Композиция Развитие действия «Орфей лежал, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы; не скулил: даже на это сил не было». Развязка «Кобель не вернулся.Знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков, как раз там, где полевали». «К нашему появлению отнеслась равнодушно, а сама ждала кого-то: беспокойно вытягивала морду, принюхивалась…» «Сука, почуя недоброе, завыла; бесновалась, кидалась на глухую дверь, ударялась об нее всем телом, падала, поднималась, снова и снова билась…»
Образ рассказчика Убеждение : «Все решают деньги»; «торгуется - сообразил я и предложил тройную цену».
Образ рассказчика Наблюдатель и соучастник трагедии. «Саша, посвети. Он передал мне керосиновый фонарь. Сам поманил Приму куском сахара».
Образ рассказчика Внутренний конфликт «Я никак не мог избавиться от далекого, не менее щемящего, раздирающего душу,пронзительного воя суки»
Образ рассказчика Оправдание прошлого «Не знал я еще тогда, что Звезды не продаются»
Выводы. Почему «с тех пор я не охотился с гончими»? Потому что «я невольно вспоминаю Орфея и Приму, страстью, которых торговали на заказ». Олицетворением самой природы выступают две русские гончие Орфей и Прима.
Выводы. Удержать их, сильных, гордых, страстных, подчинить своей воле не под силу человеку. Вопреки его желанию, но по закону природы Прима вот-вот должна ощениться. Трогательно описывает А.Костюнин поведение собаки в это время, как она «с достоинством несла» своё бремя.
Выводы. Ожидание материнства священно, кого бы оно ни касалось. А вот Николай Фомич, егерь, наладивший коммерческую охоту на зайцев с гончими, не вызывает симпатий. Здоровую страсть к охоте у него заглушила другая страсть - к деньгам, к наживе.
Выводы. Трагическая гибель обессилевшего от гона Орфея и насильственная смерть новорождённых щенят вызывают ощущение катастрофы, что вступает в явное противоречие со словами эпиграфа: «Охота зело добрая потеха. Её же не одолеют печали и кручины всякия».
Выводы: Главная печаль в том, что недостойные деяния человека, как в зеркале, отражаются в природе.
Советуем прочитать рассказы А.В.Костюнина: «Рукавичка», «Танина ламба», «Жор глубинной щуки», «Колежма», « Вальс под гитару», « Сплетение душ»(Повесть-хроника)
Председатель Совета директоров ОАО«Судостроительный завод «Авангард» г. Петрозаводск. Член Союза писателей РФ Костюнин Александр Викторович
Посетите сайт писателя http://kostjunin.ru Свои вопросы, замечания и предложения, адресованные автору, Вы можете направлять по адресу: [email protected]