Басни и баснописцы АВТОР: Попова Т.Н.Учитель русского языка и литературыМОУ СОШ №16
ЦЕЛИ. Выявление цели басниИсследование творчества баснописцев: Эзопа, Крылова.Определение понятий басня, мораль, аллегория.
Научиться выявлять аллегорический смысл басни;Доказать, что в баснях действительно есть нравоучительный смысл.Основополагающий вопрос:Нужны ли нам баснописцы?
ЭПИГРАФ. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.П.А.Вяземский.
БАСНОПИСЦЫ.
ЭЗОП. Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; Имя Эзопа мы впервые встречаем у историка Геродота—мимоходом, в рассказе о Египте. Он упоминает его как историческое и достаточно известное лицо и сообщает о нём три вещи; он был баснописец; он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп. На этом кончаются факты и начинает работать народная фантазия. Басни Эзопа написаны в прозе.
БАСНЯ ЭЗОПА. «Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». Иной не может доделать что - либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ(1769 – 1844) Родился в семье армейского офицера.10 лет было мальчику, когда умер отец.С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.)Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой.Проработал библиотекарем 30 лет.Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.
ТЕОРИЯ. Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни.Мораль – это нравоучительный вывод.Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.
БАСНЯ. Свинья под Дубом.Свинья под Дубом вековымНаелась жёлудей досыта, до отвала;Наевшись, выспалась под ним;Потом, глаза продравши, всталаИ рылом подрывать у дуба корни стала.« Ведь это дереву вредит,-Ей с Дуба Ворон говорит, -Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-«Пусть сохнет, - говорит Свинья,-Ничуть меня то не тревожит;В нём проку мало вижу я;Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,Лишь были б жёлуди : ведь я от них жирею».« Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -Когда бы в верх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти жёлуди на мне растут»._______________________________Невежда так же в ослепленьеБранит науки и ученье,И все учёные труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
ВЫВОДЫ. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.Мораль басни «Свинья под Дубом» заключается в том, что Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, её неправоту.Басня своим содержанием метко разила противников Крылова, показывая всем их истинное лицо.
БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок. 1. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.2. У сильного всегда бессильный виноват.3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт.4. Хоть ты и в новой коже,Да сердце у тебя всё то ж.5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,В том, верно, мало толку.6. Ай, Моська! Знать, она сильна,Что лает на Слона!
ВЫВОДЫ. Баснописцы нам нужны, благодаря им, мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее. В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, что праздность и лень приводят к печальным последствиям.