«в грамматическом познании Российского языка — очень хорошо, в грамматическом познании французского языка — хорошо, в грамматическом познании немецкого языка — не учился, в арифметике — до тройного правила, в познании общих тел — хорошо, в начальных основаниях географии и в начальных основаниях истории — имеет сведения» «в грамматическом познании Российского языка — очень хорошо, в грамматическом познании французского языка — хорошо, в грамматическом познании немецкого языка — не учился, в арифметике — до тройного правила, в познании общих тел — хорошо, в начальных основаниях географии и в начальных основаниях истории — имеет сведения»
«В начале жизни школу помню я, Там нас, детей беспечных, было много: Неровная и резвая семья…» «В начале жизни школу помню я, Там нас, детей беспечных, было много: Неровная и резвая семья…»
Профессор Н. Ф. Кошанский: Профессор Н. Ф. Кошанский: «Александр Пушкин имеет больше понятливости, чем памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания» Профессор А. П. Куницын: «способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики» Октябрь-ноябрь 1816 г. «в Энциклопедии права - 4, Политической Экономии — 4, Военных науках — 0, Прикладной Математике — 4, Всеобщей Политической Истории — 4, Статистике — 4, Лат. яз. — 0, Российской поэзии — 1, Эстетике — 4, Немецкой риторике — 4, Французской риторике — 1; Прилежание — 4, Поведение — 4». Примечание: высший балл — 1; 0 обозначает отсутствие ответа.
Как-то в математическом классе вызвали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы. «Что же вышло? Чему равняется икс?» — спросил наконец преподаватель. «Нулю», — улыбаясь, ответил Пушкин. «...У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Как-то в математическом классе вызвали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы. «Что же вышло? Чему равняется икс?» — спросил наконец преподаватель. «Нулю», — улыбаясь, ответил Пушкин. «...У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Вы помните ль то Розовое поле, Вы помните ль то Розовое поле, Друзья мои, где красною весной Оставя класс, резвились мы на воле И тешились отважною борьбой? Граф Брогльо был отважнее, сильнее, Комовский же проворнее, хитрее,— Не скоро мог решиться жаркий бой. Где вы, лета забавы молодой?
был свидетелем тоскливых часов его раздумья после каких-либо неприятных столкновений; был свидетелем тоскливых часов его раздумья после каких-либо неприятных столкновений; был свидетелем первых его любовных радостей; будил в юной душе поэта величавые образы еще недавней старины; давал поэту уединение на лоне благоухающей природы, когда он всей своей умиротворенной душой уносился в светлый мир поэтических видений.
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева над вечной струёй вечно печально сидит.
Здесь юный Пушкин обрёл лучших своих друзей — Здесь юный Пушкин обрёл лучших своих друзей — Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Малиновского.
Пушкина, например, сразу стали звать «Француз», ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище – «Егоза». А когда он проявлял свой вспыльчивый неукротимый характер, ему говорили: «Смесь тигра с обезьяной», и ему это даже нравилось.
В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы. И на уроках иногда давали такие задания. Однажды темой сочинения был восход солнца. Мясоедов встал и прочел единственную строчку: "Блеснул на западе румяный царь природы". Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, все дружно расхохотались, а Пушкин приделал окончание: В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы. И на уроках иногда давали такие задания. Однажды темой сочинения был восход солнца. Мясоедов встал и прочел единственную строчку: "Блеснул на западе румяный царь природы". Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, все дружно расхохотались, а Пушкин приделал окончание: "И изумленные народы Не знают, что им предпринять: Ложиться спать или вставать".
Дельвиг отправил в 1814 г. стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» в журнал «Вестник Европы». Это было первое напечатанное стихотворение поэта, которое Пушкин подписал так: Александр Н.к.ш.п Дельвиг отправил в 1814 г. стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» в журнал «Вестник Европы». Это было первое напечатанное стихотворение поэта, которое Пушкин подписал так: Александр Н.к.ш.п А всего за лицейский период он написал более 130 стихотворений. На стене карцера была начата поэма «Руслан и Людмила».
Бакунина Екатерина Павловна (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина; к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815-17 годы. Бакунина Екатерина Павловна (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина; к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815-17 годы. И для нее он написал строки: "О милая, повсюду ты со мной, Но я уныл и в тайне я грущу Блеснет ли день за синею горою, Взойдет ли ночь с осеннюю луною- Я все тебя, прелестный друг, ищу: Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, Одну тебя в неверном вижу сне, Задумаюсь - невольно призываю Заслушаюсь - твой голос слышен мне“
Всевозможные шалости на уроках и в свободное время, проделки над учителями и воспитателями, иногда довольно рискованные предприятия вроде кражи яблок из царского сада — все это по душе было юному поэту, неугомонному, свободолюбивому и ветреному без границ. Всевозможные шалости на уроках и в свободное время, проделки над учителями и воспитателями, иногда довольно рискованные предприятия вроде кражи яблок из царского сада — все это по душе было юному поэту, неугомонному, свободолюбивому и ветреному без границ.
Унылыми осенними вечерами лицеистам было особенно грустно. В один из таких вечеров кто-то из мальчиков придумал сварить сладкий хмельной напиток. Один из гувернеров обратил внимание на излишнюю веселость воспитанников. Пушкин, Малиновский и Пущин взяли вину на себя. И надо сказать, были строго наказаны. Унылыми осенними вечерами лицеистам было особенно грустно. В один из таких вечеров кто-то из мальчиков придумал сварить сладкий хмельной напиток. Один из гувернеров обратил внимание на излишнюю веселость воспитанников. Пушкин, Малиновский и Пущин взяли вину на себя. И надо сказать, были строго наказаны. Но история эта под названием "Гогель-могель" запомнилась всем еще и потому, что Пушкин написал о ней стихи, в которых поэтически изобразил пиршество и дал характеристики своим товарищам. Стихи назывались “Пирующие студенты”. Друзья! досужный час настал; Все тихо, всё в покое; Скорее скатерть и бокал! Сюда вино златое! Шипи, шампанское, в стекле. Друзья! почто же с Кантон Сенека, Тацит на столе, Фольянт над фолиантом? Под стол холодных мудрецов, Мы полем овладеем; Под стол ученых дураков! Без них мы пить умеем.
Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина - первым публичным поэтическим успехом. На экзамене присутствует первый поэт того времени Гавриил Державин, который, услышав юного поэта, возжелал передать ему свою лиру.
В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом. Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.
В июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. В июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.