«Башкиры мои, надо учиться!» «Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья, к знанию влеченье. Вот истина: ты можешь при старанье Подняться в небо, плавать в океане. Уменьем наделяет нас и силой Не дух святой, не волшебство, а знанье. Кто просвещен, горд, в общении не скучен, Источник мудрости ему доступен. А неуч с унижением не разлучен. Сложением шести и единицы Десятки ,как не бейся, не добиться, Смещеньем стрелок время не ускорить, Без помощи наук мечтам не сбыться.
башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. Псевдоним, настоящее фамилия, имя, отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович.
Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Многие тюркские народы: татары, казахи, уйгуры, каракалпаки считают Акмуллу своим. Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Многие тюркские народы: татары, казахи, уйгуры, каракалпаки считают Акмуллу своим.
Шежере башкирского поэта и просветителя Шежере башкирского поэта и просветителя Мифтахетдина Акмуллы 1 Ишбулды ~ 2 : 1 Ишкужа (1768-1843), указной мулла; первая жена Шагарбану, 1783 г.р., вторая жена Хасиба, 1793 г.р. ~ 3 : 2 Фазылниса*, 1800 г.р. 4 : 2 Камалетдин*, 1805 г.р., указной имам; первая жена Бибиуммугульсум Салимьянова, 1809 г.р.; вторая жена сахиба Бакирова, 1814 г.р.; третья жена Мухадис Хибатуллина, 1825 г.р.; четвертая жена Туйхылу Тухватуллина, 1826 г.р. 5 : 2 Шамсиниса*, 1810 г.р. 6 : 2 Хуснутдин*, 1814 г.р.; жена Гульбина Азнабаева, 1829 г.р. 7 : 2 Шамситдин, 1814 г.р.; жена Фаткия Курбангалина, 1823 г.р. 8 : 2 Фахерниса, 1819 г.р. 9 : 2 Шарафетдин, 1822 г.р.; первая жена Бика Забирова, 1803 г.р., вторая жена Аскапьямал Котлобулатова, 1835 г.р. 10 : 2 Сафиза, 1823 г.р. 11 : 2 Гильман, 1836 г.р.; жена Магиуфура Сулейманова, 1838 г.р. ~ 12 : 4 Мифтахетдин* (Акмулла), род. 14 декабря 1831г., умер 8 октября 1895 г. 13 : 4 Гульниса*, 1833 г.р. 14 : 4 Ахмади****, род. 10 февраля 1855 г. 15 : 6 Мукфина, 1850 г.р. 16 : 6 Губайдулла, род. 1 ноября 1855 г. 17 : 7 Гимазитдин, 1845 г.р. 18 : 7 Ямалетдин, 1853 г.р. 19 : 7 Хаерниса, 1856 г.р. 20 : 9 Бадретдин**, род. 4 ноября 1858 г. 21 : ..... (*- дети от первой жены, **-дети от второй жены и т. д.)
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамк и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамк и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор. Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.
Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них — казахский бай Батуч Исянгильдин — оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и др. Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них — казахский бай Батуч Исянгильдин — оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и др.
Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 8 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 8 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
Данная премия присуждается ежегодно писателю или художнику, композитору или артисту за лучшее произведение, посвященное жизни, творчеству поэта-просветителя, или отражающее жизнь и быт тружеников района, внесшему высокохудожественным творчеством наибольшую лепту в интернациональном, патриотическом и эстетическом воспитании населения района. Премия вручается в декабре в день рождения поэта. Данная премия присуждается ежегодно писателю или художнику, композитору или артисту за лучшее произведение, посвященное жизни, творчеству поэта-просветителя, или отражающее жизнь и быт тружеников района, внесшему высокохудожественным творчеством наибольшую лепту в интернациональном, патриотическом и эстетическом воспитании населения района. Премия вручается в декабре в день рождения поэта.
Поэта уже нет, но горячее сердце Поэта уже нет, но горячее сердце Забилось сильнее при думе о нем. Оно помогает мне снова согреться Акмуллинским горячим огнем. И вновь я листаю страницы жизни, Сверяя свой шаг с его. Пламень души отдай Отчизне , В жизни добейся всего. Живые страницы ,как современны! С нами в строю Акмулла. И заветы его для нас священны, Честь ему и хвала!