Презентация интегрированного урока Презентация интегрированного урока
Карпенко Татьяна Николаевна, учитель литературы и православной культуры. Учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №41 города Белгорода. Карпенко Татьяна Николаевна, учитель литературы и православной культуры. Учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №41 города Белгорода. Домашний адрес: 308013 г. Белгород, ул. Почтовая, д. 74, кв. 48 Т. (4722) 56-91-97; м. т. 8-908-782-21-54
Письменная литература Древней Руси. Житийный жанр. «Житие великого князя Александра Невского»
Стилистический параллелизм библейских образов и образа Стилистический параллелизм библейских образов и образа «храброго, благоверного и великого князя Александра Невского»
Духовная культура Духовная культура Житие Монах - летописец Хан Батый Золотая Орда Кираса Вера Христианские идеалы
1группа - Археографы 1группа - Археографы 2группа - Чтецы 3группа - Литературоведы
дать понятие о древнерусской литературе, дать понятие о древнерусской литературе, о жанре жития; показать, как раскрывается в произведении образ идеального воина-героя, защитника Родины князя Александра Невского; подчеркнуть одну из основных особенностей жанра жития: создание фона вечности через использование многочисленных цитат и сравнений из Библии; развивать монологическую (устную и письменную) речь учащихся; воспитывать чувство гордости за свое Отечество.
Святые угодники Божии, совершив в своей земной жизни высший нравственный идеал, показывают пример, как надо переживать тяжелые испытания, оставаясь верными христианским идеалам. Святые угодники Божии, совершив в своей земной жизни высший нравственный идеал, показывают пример, как надо переживать тяжелые испытания, оставаясь верными христианским идеалам.
Понятию гениальности в культуре соответствует в религии святость. Понятию гениальности в культуре соответствует в религии святость. Г.П.Федотов, историк и религиозный философ 20 века
Притча дня Притча дня «Книга воина света» Пауло Коэльо
Воин света - тот, кто способен постичь чудо жизни, бороться до конца за то, во что верует. И, хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им. Воин света - тот, кто способен постичь чудо жизни, бороться до конца за то, во что верует. И, хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им. Пауло Коэльо
прослушать притчу ( читает учитель); прослушать притчу ( читает учитель); придумать заголовок; определить основную идею и сформулировать мораль
Научившись владеть мечом, воин света приходит к выводу, что ему требуется полное вооружение и, значит, без доспехов не обойтись. Научившись владеть мечом, воин света приходит к выводу, что ему требуется полное вооружение и, значит, без доспехов не обойтись. Он отправляется на поиски, и торговцы предлагают ему свой товар. «Возьми кирасу одиночества»,- говорит один. «Прикройся щитом цинизма»,- перебивает другой. «Лучшие доспехи ни во что не ввязываться»,- утверждает третий. Но воин остается глух к этим речам. Бестрепетно и невозмутимо следует он к тому месту, которое священно для него, и облекается в неразрушимый покров веры.
Возможное название: Возможное название: «Нерушимый покров веры» Идея: истоки веры Воин Света находит в священном для себя месте. Мораль: вера охранит от любых ударов и превратит отраву в чистейшую влагу.
Что вы понимаете под словом «вера»? Что вы понимаете под словом «вера»? Объясните метафоры: «возьми кирасу одиночества», «прикройся щитом цинизма», «лучшие доспехи ни во что не ввязываться», «облекается в неразрушимый покров веры». Что это за место, которое священно для воина света?
Текстовое моделирование по теме Текстовое моделирование по теме «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.
Слово «житие» пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства и стало основным жанром, в котором нашли отражение духовные идеалы Древней Руси: Слово «житие» пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства и стало основным жанром, в котором нашли отражение духовные идеалы Древней Руси: устремленность к предельному совершенству, к духовным истинам, к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской земле
В «Житиях» описывалась земная жизнь святых, славилось их беззаветное сподвижничество в распространении православной веры, их мудрость, благочестие, их любовь к Богу и любовь Бога к ним самим. В «Житиях» описывалась земная жизнь святых, славилось их беззаветное сподвижничество в распространении православной веры, их мудрость, благочестие, их любовь к Богу и любовь Бога к ним самим.
-Агиограф(автор жития) обязан был следовать целому ряду правил: -Агиограф(автор жития) обязан был следовать целому ряду правил: Композиция должна быть трёхчленной: вступление; рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти; похвала; Довольно часто к житию присоединялось и описание чудес. Тема жития высокая - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу. Стиль повествования - высокий, торжественный, несколько учёный, насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнениями и параллелями из византийских житий.
Один из ярких образов жанра жития - образ князя- спасителя, способного не только силой, но и мудростью своей спасти Русь от иноземных захватчиков. Один из ярких образов жанра жития - образ князя- спасителя, способного не только силой, но и мудростью своей спасти Русь от иноземных захватчиков. Одним из первых примеров жития святого героя служит «Житие великого князя Александра Невского»
Историческая справка об Александре Невском (по материалам учебника В.Д.Скоробогатова «Православная культура», 7 класс, § 5.2, стр.176-177) Историческая справка об Александре Невском (по материалам учебника В.Д.Скоробогатова «Православная культура», 7 класс, § 5.2, стр.176-177)
Обратимся к тексту «Жития…». Обратимся к тексту «Жития…». Прослушайте вступление и скажите, какими эпитетами награждает себя автор, приступая к «описанию жития святого князя Александра»? Чтение учителем « вступления» и краткая беседа. Возможный ответ учащихся на поставленный вопрос: -Автор говорит о себе, что он «жалкий, многогрешный, недалекий умом». -Почему?
По сравнению со своим идеальным героем автор осознает собственные греховность и ничтожность и преклоняется перед праведной жизнью святого. По сравнению со своим идеальным героем автор осознает собственные греховность и ничтожность и преклоняется перед праведной жизнью святого.
Прослушайте описание портрета князя Александра, данного в начале основной композиционной части «Жития…», и обратите внимание на использованные автором библейские образы. Прослушайте описание портрета князя Александра, данного в начале основной композиционной части «Жития…», и обратите внимание на использованные автором библейские образы. Что вы знаете о них из преданий Ветхого завета и какова цель введения их в повествование?
« Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава , и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду». И воистину – не без Божьего повеления было княжение его. « Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава , и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду». И воистину – не без Божьего повеления было княжение его.
«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую». «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».
В тексте встретись библейские имена: Исайя- пророк, Иосиф, Самсон, Соломон. В тексте встретись библейские имена: Исайя- пророк, Иосиф, Самсон, Соломон. Все они введены в текст не случайно.
Господь призвал его особенным видением: ангел притронулся ко рту Исайи горячим углем с жертвенника и сказал: «Вот прикоснулся к устам твоим, и отнимет беззакония твои, и грехи твои очистит». После этого послал Исайю учить народ еврейский. Господь призвал его особенным видением: ангел притронулся ко рту Исайи горячим углем с жертвенника и сказал: «Вот прикоснулся к устам твоим, и отнимет беззакония твои, и грехи твои очистит». После этого послал Исайю учить народ еврейский. Параллель В «Житии…» автор как бы сразу утверждает, что княжить Александр стал по воле Божией (как Исайя – пророк), поэтому Господь всегда и во всем будет ему помогать.
Один из двенадцати сыновей Иакова, самый добрый, послушный и благочестивый, отличавшийся необыкновенной красотой. Один из двенадцати сыновей Иакова, самый добрый, послушный и благочестивый, отличавшийся необыкновенной красотой. Параллель Автор подчеркивает яркую внешнюю красоту князя.
Библейский персонаж, обладавший неимоверной силой, которая заключалась в его волосах. Библейский персонаж, обладавший неимоверной силой, которая заключалась в его волосах. Параллель Автор сравнивает физическую силу князя с « неимоверной силой» библейского персонажа.
По воле господа, Соломон был «и мудрее, и богаче, и могущественнее всех других царей». По воле господа, Соломон был «и мудрее, и богаче, и могущественнее всех других царей». Все эти библейские параллели указывают прежде всего на совершенство образа русского князя, святого Александра Невского
Святой – человек идеально положительный, воплощение всех возможных христианских добродетелей, образец праведной жизни и носитель чудодейственной силы Святой – человек идеально положительный, воплощение всех возможных христианских добродетелей, образец праведной жизни и носитель чудодейственной силы
Трудно было ладить князю с вольными и непокорными новгородцами. А Земля Русская находилась тогда под властью татар, которые не считали за грех мучить людей другой веры. Александр понимал, что силой ничего не возьмешь, надо было спасать отечество покорством и хитростью Трудно было ладить князю с вольными и непокорными новгородцами. А Земля Русская находилась тогда под властью татар, которые не считали за грех мучить людей другой веры. Александр понимал, что силой ничего не возьмешь, надо было спасать отечество покорством и хитростью
«Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: « Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему…» «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: « Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему…»
Принимая это решение, Александр прислушался к словам митрополита Кирилла, который посоветовал князю поклониться Орде и принять ее помощь против ливонских рыцарей. Принимая это решение, Александр прислушался к словам митрополита Кирилла, который посоветовал князю поклониться Орде и принять ее помощь против ливонских рыцарей.
«… Вместе с Ливонским орденом к нам придет чужая вера – она разъест страну, как моль - рубаху. Орда же посягает только на земные сокровища, не навязывая покоренным народам своих языческих богов. Если ты хочешь, чтобы родная земля и впредь оставалась освященной, честной, православной, смири гордость и подчинись Батыю. Только так ты сохранишь Русь. Ежели кто ценой отречения от святынь купит себе свободу – он не удержит ее. Но тот, кто сохранит веру, вернет себе и волю, и земной почет». «… Вместе с Ливонским орденом к нам придет чужая вера – она разъест страну, как моль - рубаху. Орда же посягает только на земные сокровища, не навязывая покоренным народам своих языческих богов. Если ты хочешь, чтобы родная земля и впредь оставалась освященной, честной, православной, смири гордость и подчинись Батыю. Только так ты сохранишь Русь. Ежели кто ценой отречения от святынь купит себе свободу – он не удержит ее. Но тот, кто сохранит веру, вернет себе и волю, и земной почет».
И много раз ездил князь в Орду татарскую унижаться и вымаливать у хана прощение, когда тот за что-либо гневался, и хан милостиво относился к нему. И много раз ездил князь в Орду татарскую унижаться и вымаливать у хана прощение, когда тот за что-либо гневался, и хан милостиво относился к нему.
Смирение гордыни считается одним из высших нравственных христианских подвигов, поэтому князь Александр Невский стал святым благоверным воином- покровителем Руси. Смирение гордыни считается одним из высших нравственных христианских подвигов, поэтому князь Александр Невский стал святым благоверным воином- покровителем Руси.
« И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую…и перебил их князь бесчисленное множество…». « И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую…и перебил их князь бесчисленное множество…».
Великий князь одержал блестящую победу над шведами на берегах Невы и отсюда получил наименование «Невского» Великий князь одержал блестящую победу над шведами на берегах Невы и отсюда получил наименование «Невского»
Самой трудной в литературном отношении является последняя композиционная часть «Жития…»- похвала святому. «Это возвышенные, учёные, построенные по строгим правилам красноречия размышления о значении деяний святого, восторженное восхваление его подвигов». Самой трудной в литературном отношении является последняя композиционная часть «Жития…»- похвала святому. «Это возвышенные, учёные, построенные по строгим правилам красноречия размышления о значении деяний святого, восторженное восхваление его подвигов».
Закончи предложение: Закончи предложение: Сегодня на уроке я понял, что… Прочитав «Житие великого князя Александра Невского», я понял, что нашему современнику особенно важно…
Задание дифференцированное (по группам) Задание дифференцированное (по группам) 1.Составление цитатного плана «Жития…» 2. Письменный ответ на вопрос: «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? 3.Текстовое моделирование по теме: Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.
УМК «Православная культура» 7-8 классы (авторы В.Д.Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н.Кобец). Мультимедийное приложение к УМК ( «Глоссарий», «Персоналии» ), Ульяновск, 2006; Древнерусская литература Книга для чтения. 5-9 классы, М.,1993; Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1991 Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс, М., 2006 Пауло Коэльо «Книга воина света», ООО ИД «София»,2006 Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе,7 класс., М.,1996.