Антон Павлович Чехов (1860–1904гг.)
По окончании просмотра видеоролика ответьте на вопросы: Кому принадлежит голос за кадром? Какими чувствами окрашены эти воспоминания? Как изменилась жизнь семьи Чеховых в Москве с приездом Антона Павловича? Почему? О каком периоде жизни Чехова повествует рассказчица?
Сотрудничество с юмористическими журналами
ПЕРВОЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ «Письмо к ученому соседу» не оставило равнодушной редакцию «Стрекозы», которая поспешила заверить автора в своем к нему расположении: «…Присланный Вами рассказ написан недурно… Благословляем и на дальнейшее подвижничество» «Кроме романа, стихов и доносов, я все перепробовал, — читаем в его письме А. Н. Плещееву. — Писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду, включая сюда «Комаров и мух» для «Стрекозы» Псевдонимы А.П.Чехова Антоша Чехонте, Антоша, Ан.Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезенки, Г. Балдастов, Прозаический поэт … Всего в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова зафиксировано 45 псевдонимов писателя Чехова.
Н.А. ЛЕЙКИН Фото К. Шапиро. 1879 г. В 1882 г. Чехов получает приглашение сотрудничать в один из самых популярных юмористических журналов – «Осколки», издаваемый писателем Николаем Александровичем Лейкиным Работа в журнале «Осколки»
В русской и мировой культуре Чехов открыл такие горизонты, что без его творчества немыслимо всё дальнейшее развитие искусства XX в. Чехов ещё смолоду - один из самых дерзких художников-новаторов в истории литературы; то, что он сделал в области малых прозаических жанров иначе как революцией не назовёшь. По сути дела, он создал новый жанр; художественная ёмкость его малых форм - рассказа - такова, что позволяла в рамках малого повествовательного жанра воссоздать целую человеческую жизнь, дать огромное символическое обобщение, затронуть вечные, философские вопросы. Дебют Чехова затерялся на страницах юмористических журналов конца 70-х годов: A.M. Скабичевский, назвал его сотрудничество в малой прессе самоубийством, предрекая ему весьма печальное будущее всех «газетных клоунов», т.е. нищету и полное забвение. П.E. Оболенский в 1886 году писал: «Он народился, так сказать, в ослиных яслях, или, говоря менее высоким слогом, в юмористических журналах, среди того навоза, каким покрывают свои страницы эти несчастные листы». Н.К. Михайловский : «Господин Чехов... не живет в своих рассказах, а так себе гуляет мимо жизни и, гуляючи, ухватит то одно, то другое,… господин Чехов с холодною кровью пописывает, а читатель с холодною кровью почитывает… его сотрудничество в «Новом времени», «Осколках» и других изданиях подобного рода - служение злу»
Предмет разговора: ранние юмористические рассказы Проблемный вопрос урока : почему оценки раннего периода творчества А.П. Чехова столь противоречивы? Гипотеза урока: возможно, ранние юмористические рассказы Чехова – лишь неудачный дебют. Тема урока: «Литературный дебют: юмористические рассказы А.П.Чехова»
Целеполагание Цель урока: подтвердить или опровергнуть гипотезу Задача: прочитав юмористические рассказы, через анализ сюжета, композиции, образов главных героев осмыслить идейное содержание художественного текста
Стилевые особенности ранних юмористических рассказов Чехова 1.Заглавие – стержень произведения - яркое, краткое, ясное. 2.Короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях. 3.В основе сюжета лежит обычная бытовая ситуация, случай из жизни. 4. Диалоговое построение рассказа. 5.Отсутствие подробных пейзажных зарисовок и портретных характеристик. 6.Подробное описание заменено «говорящей деталью». 7.Яркая, смешная, неожиданная развязка.
Заполните таблицу Особенность Пример Интерпретация заглавие вступление основасюжета диалог пейзажные зарисовки и портретные характеристики говорящаядеталь развязка
Насколько, по –вашему, данная цитата подходит в качестве эпиграфа к рассказу. Своё мнение обоснуйте «Удивительную и даже невероятную склонность к пустым иллюзиям и к ложной видимости вещей имеет дух человеческий, даже до такой степени, что позволяет себя обманывать не только легко, но и охотно» Иммануил Кант
СИНКВЕЙН 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Подводим итоги: Ответьте на проблемный вопрос урока: Почему оценки раннего периода творчества А.П. Чехова столь противоречивы?
Домашнее задание Прочитать рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; ответить на вопрос: почему эти рассказы объединены в один цикл и составляют маленькую трилогию?