А.М.ГорькийПьеса «На дне»11 классКузнецова Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ Мурмашинская СОШ №1 Мурманской области
История создания пьесыДрама «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».
Смысл названия пьесыПервоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца».Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
Новаторство А.М.ГорькогоВпервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
Жанр произведенияРазвитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытиный ряд – это характерно для жанра философской драмы.
Проблематика драмыПьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи.Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»?Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
Конфликт пьесы Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна».Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
Обитатели ночлежкиОбитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
Клещ и АннаКлещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.
БаронРазорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?» Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.
АктерБывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился.Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.Актер — Э. Рейхер. Спектакль "Kleines Theater", Берлин.
НастяПроститутка. Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».Настя — О. Книппер. Московский Художественный театр.
Васька ПепелВор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел — И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. .
БубновОказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника.Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького
СатинБывший телеграфист. Шулер.Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
ЛукаИмя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра
Три философии – три ответа на главный вопрос пьесыФилософия ЛукиФилософия СатинаФилософия автора
Философия ЛукиЛука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.
Философия СатинаСатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты.Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»«Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!»Акт IV. Художник С. Гонков.
Философия автораА.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
Кто прав? Чья философия побеждает?Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький Вечный вопрос?..
Использованные материалы:Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – (Серия «Средняя школа»);