Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества Алесь АдамовичСвидетель войны По страницам жизни писателя Стало зрение сердцаОстрее,Если сердце прошлоЧерез ад... Автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №2 р.п.Степное Волгушова Л.Г.
Алесь Адамович (Александр Михайлович Адамович ) 3 сентября 1927, деревня Конюхи Слуцкого района Минской области — 26 января 1994, Москва русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук (1962), профессор (1971), член-корреспондент АН БССР (1980)
Родился в семье врачей. Во время Великой Отечественной войны воевал в партизанском отряде. Учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950), аспирантуру (1953), московские Высшие сценарные курсы (1964). В 1954—1962 и 1967—1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 — заведующий сектором). В 1962—1966 преподавал в МГУ, был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского. В 1987—1994 — директор Всесоюзного НИИ кинематографии. 26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда он умер от второго инфаркта. Похоронен в городском посёлке Глуша Бобруйского района Могилевской области.
Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Произведения Адамовича переведены на 21 язык. Художественная проза«Партизаны», роман-дилогия (часть 1 — «Война под крышами», 1960; часть 2 — «Сыновья уходят в бой», 1963)«Последний отпуск» (1969 ),«Я из огненной деревни» (1977; совместно с Я. Брылем и В. Колесником), «Хатынская повесть» (1971)«Каратели, или Жизнеописание гипербореев» (1980), «Блокадная книга» (1977—1981; совместно с Д. Граниным)«Последняя пастораль» (1987), антивоенная лирико- драматическая повесть-предостережениеСценарист«Война под крышами» (1967)«Сыновья уходят в бой» (1969)«Я из огненной деревни (1975, совместно с Я. Брылем, В. Дашуком, В. Колесником)«Иди и смотри» (1985, совместно с Э. Климовым)«Franz + Polina» (2006, Россия)
Общественная деятельностьТворческие союзы:Член Союза писателей СССР с 1957, в 1986—1991 — член правления, в августе 1991 — секретарь правления, в сентябре 1991 — 1992 — сопредседатель правления.Член Союза журналистов СССР с 1967.Член Союза кинематографистов СССР с 1977.Заместитель председателя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО (1987).Входил в редколлегии журналов «Неман», «Феникс — ХХ», общественный редсовета альманаха «Детектив и политика». Общественно-политическая деятельностьВ 1989—1991 — народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу.Был сопредседателем общественного совета историко-просветительного общества «Мемориал» (с 1989), членом бюро клуба «Московская трибуна» (с 1989), членом Координационного совета движения «Апрель» (с 1990).В 1989—1992 — Сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».
Наградыорден Трудового Красного Знамени (1987)орден «Знак Почета» (1977)орден Отечественной войны 2-й степени (1985)медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1946)ПремииПремия Министерства обороны СССР (1974, за «Хатынскую повесть»)Государственная премия БССР им. Якуба Коласа (1976, за «Хатынскую повесть»)Премия журнала «Дружба народов» (1972)Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1983, за «Блокадную книгу»)Премия «За честь и мужество таланта» (1997; посмертно). А.Адамович и В.Быков
«…будучи масштабным в своей правде и искренности, обладая мощным голосом, Адамович как личность отнюдь не был помпезным человеком, который одним из первых на Земле осознал возможность гибели человечества и бил в колокола» В.Тарас, писатель , публицист Писатель был человеком «очень молодым, открытым и раскованным европейцем, который летал мыслями и духом, стараясь обнять весь мир». Н. Давыденко, редактор «А.Адамович оставил непревзойденную прозу, читать которую — будто ходить босым по осколкам стекла». Алесь Пашкевич , председатель Союза белорусских писателей
Неужели это мы? Значит, способны на такое, можем быть такими? Снова иснова задаешь вопросы, читая или видя на экране телевизора, с какойбезудержной яростью, а то и жестокостью решаются национальные, клановые и политические споры на просторах недавно общей державы… Видя все, переживая, сопереживая с другими - а беспокоит, мучит этовсех,- я вдруг вспомнил реальную историю белорусской девочки и молодогонемецкого солдата - из минувшей большой войны, из времен фашистскогоозверения целых стран и континентов. Они, почти еще дети, сумели переступить через мощнейшие националистические и государственно-идеологические мифы, догмы и исполнить на земле свою Человеческую миссию - быть братом, сестрой, быть любовью, быть человеком для другого человека. У нас пересыхает горло, перехватывает дыхание, когда надо сказатьжестокую правду о нас самих. Тогда пусть они ее скажут за нас - девочка июноша оттуда, из самой ночи гитлеризма и сталинизма. Это - авторский ответ на вполне законный, вероятный вопрос: снова овойне, зачем? А.Адамович. Рассказ «Немой»
Памяти Алеся АдамовичаСтарость -- явление не возрастное. То ли итог поединка с судьбой, то ли, быть может, предчувствие злое, то ли сведение счетов с собой. И ни один златоустый потомок не извлечет вдохновенно на свет из отдаленных ли, близких потемок то, чего не было вовсе и нет. Вот и дочитана сладкая книжка, долгие годы в одно сведены, и замирает обложка, как крышка, с обозначением точной цены. Б.Окуджава 1994