Урок обобщения и систематизации знанийпо теме: «Важнейшие классы неорганическихсоединений.»«Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»Д.И. Менделеев
Цели урока: Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах соединений: классификация, свойства, генетическая связь Развивающая. Развитие химического мышления, умения ставить и разрешать проблемы, обобщать и систематизировать информацию ВОСпитывающая. Формирование интереса к умению, создание положительной атмосферы, воспитание взаимного уважения между учащимися, для раскрытия их способностей.
Важнейшие классы неорганических соединений
Блок модуль №1Оксиды – это соединения химических элементов с кислородом Их получают путем горения или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь и лед
Классификация оксидов
Задание №1Даны вещества: HCl, CaO, Al2O3, CO2, SO2,H2SO4, CuCl2, P2O5 , ZnO. Выбрать основные и кислотные оксиды. Задание №2Впишите нужные формулы оксидов в пустые клеточки
ОтветыЗадание №1Основные: CaO, Al2O3, ZnoКислотные: CO2, SO2, P2O5Задание №2
Блок модуль №2 Основания - химические соединения, содержащие гидроксильную группу OH
Классификация оснований
Задание №1Восстановите записьа) СaO + ? → Ca(OH)2б) ? + H2O → NaOH
Задание №1а) СaO + H2O → Ca(OH)2б) Na2O + H2O →2 NaOHЗадание №2Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2
Блок модуль №3Кислоты - сложные вещества, в состав которых обычно входят атомы водорода Они имеют кислый вкус, в них цвет изменяет лакмус. А если активный металл попадет, получим мы соль и еще водород
Классификация кислот
Задание №1Выберите из данных веществ а) кислородосодержащие (двухосновные) б) бескислородные кислоты (одноосновные)HCl, SO2, NaOH, Ca(OH)2, H2SO4 , H3PO4, H2SO3, HBr, HJ, H2CO3 ,P2O5Задание №2Составьте уравнения 1) ? + HCl → ZnCl2 + H2O2) CaO + ? → CaSO4 + H2O
Задание №1а) H2SO3, H2CO3, H2SO4 б) HCL, HJ, HBrЗадание №21) Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2O2) CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2O
Блок модуль №4Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты я без труда и боли объединю в класс соли
ЗаданияЗадание №1Дать названия: NaCl, K2SO4, Al(NO3)3, MgCl2, FeCl3, CaCO3, Na3PO4Задание №2Составить формулы солей и вписать соли в пустые клеточки
ОтветыЗадание №1Хлорид натрия, сульфат калия, натрат алюминия, хлорид магния, хлорид железа, карбонат кальция, фосфат натрия.Задание №2
Блок модуль №5Практический
1) HCl + NaOH → H2O+ NaClCu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + 2H2O2) Взаимодействие солей с кислотами Na2CO3 + HCl → 2NaCl +H2O + CO23) Изменение цвета индикаторов: (лакмус в кислотах) Синий → красный В основаниях (фенотвталеин бесцветный) → малиновый
Блок модуль №6Генетическая связь между классами
Металл → Основной оксид → Основание (щелочь) → сольНеметалл → Кислотный оксид → кислота → соль
Осуществить генетическую связьЗадание №1Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaSO4Задание №2 P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
Задание №1 1) 2Ba + O2 → 2BaO 2) BaO + H2O → Ba(OH)2 3) Ba(OH)2 + H2SO4 → BaSO4 + 2H2OЗадание №2 1) 4P + 5O2 → 2P2O5 2) P2O5 + 3H2O → 2H3PO4 3) 2H3PO4 + 3CaO → Ca3(PO4)2 + 3H2O
Задача (для всего класса) Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15 г поваренной соли (NaCl). Сосчитайте сколько соли вы употребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (лет)?
ОтветыЗа месяц 15 х 30 = 450гЗа год 450 х 12 = 5,4 кгЗа лет 14 лет х 5,4 = 75,6 кг
1) Из предложенного перечня выберите основной оксид а) Na2O б) SO3 в) P2O52) В результате взаимодействия с водой SO2 образуется а) основание б) кислота в) соль3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет а) бесцветный б) синий в) малиновый4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой а) Na б) Ag в) Zn5)Что из перечисленного подходит соляной кислоте а) слабая б) двухосновная в) сильная6) Вещества какой пары могут реагировать между собой а) Zn + HCl б) Zn + NaCl в) Au + HCl
Ответы теста1) А2) Б3) В4) Б5) В6) АКритерии оценки6 правильных ответов – 55 правильных ответов – 44 правильных ответа – 3