Интеллектуальная игра по химии. Удивительный мир металлов.
Цель и задачи урока. 1. Обобщить, систематизировать, углубить знания о строении происхождении, применении свойств металлов периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 2.Раскрыть значение металлов и их соединений. 3. Расширить кругозор, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. 4. Воспитывать патриотизм , гордость за свою Родину, чувство сострадания к людям и всему живому.
Темы конкурсов. 1. Металлы и их соединения. 2. Метаграммы. 3. Отгадай — ка. 4. Химик — переводчик. 5. Кто быстрее. 6. Угадай — ка, для капитанов команд. 7. Рефлексия. 8. Подведение итогов.
1 этап конкурса. Металлы и их соединения. Тимошенко Семен Константинович
100 Какие металлы используются в производстве современных фотоэлементов, применяемых в электронике?
200 Какой металл используется для изготовления осветительных и зажигательных снарядов, сигнальных ракет, трассирующих пуль?
300 Какой сплав железа широко применяется для создания различных видов современного вооружения (стрелкового,бронетанкового и др.)?
400 Какой металл и его сплавы широко используются в авиа — и ракетостроении?
500 Из какого металла делают упаковку для пищевых продуктов, отправляемых космонавтам, и почему?
600 Какое соединение используется для регенерации воздуха на подводных лодках?
2 этап конкурса. « Метаграммы» Конев Иван Степанович
100 Элемент четвертой группы перед вами на виду. Стоит «Т» на «Р» исправить, будет деспот наяву.
200 Я — горная область на нашей планете, Повсюду известны богатства мои. Но если же «Л» на «Н» мне Заменишь, Среди актиноидов меня ты ищи.
300 Корабли меня обходят; знает лоцман наизусть. Если «Л» на «Д» заменят, то металлом окажусь.
400 Два элемента химических В метаграмме я вам загадал: С «Х» - элемент металлический, Ну а с «Б» - я уже не металл.
500 С «Ка» - активный я металл, С «Ге» я очень легкий газ, Чтобы нас ты разгадал, Взгляни в таблицу еще раз.
600 Укрощая рек теченье, моря при этом создаю Запаситесь- ка терпеньем, узнать себя я помогу. Вы подумайте немного, Вместо «О» поставьте «А»: Потечет река свободно, Ведь металлом стала я.
3 этап конкурса «Отгадай — ка» Рокоссовский (Ксаверьевич) Константин Константинович
100 Если его соединения в воде бывают иногда, Не вызывает сомнения, что это жесткая вода. В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть. И белоснежные в кристалле, таким в дворцах почет и честь.
200 Живет обычно в керосине бегает он по воде, В природе, комнате — свободным нет его нигде. В солях открыть его возможно: желтеет пламя от него. И получить из соли можно, как Деви получил его.
300 Находится в морской воде, он — спутник кальция везде. Свободный легкий и горючий, фотографам известен он. Но очень твердый и тягучий, он — главный в сплаве «электрон».
400 Давно известна человеку: она пластична и красна, Еще по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. С горячей серной кислотой дает нам серный купорос, Но побелеть порой.
500 Прославлен всеми письменами, металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, алхимик жил мечтой о нем. Но как кумир отвергнут нами, и блеск его уже не манит.
600 Прошу назвать этот металл, который в ряд важнейших встал. Он удивление в человеке Своими свойствами рождал. Из глины был получен в прошлом веке, Девиль же серебром его назвал.
4 этап конкурса «Химик — переводчик». Толбухин Федор Иванович
100 Не все то аурум, что блестит.
200 Белый, как карбонат кальция.
300 Феррумный характер.