Введение
Технологическая карта урока: плюсы и минусы Фокина Елена Федоровна учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 39 г. Рязань -2015 г
Технологическая карта урока: плюсы и минусы. Задача технологической карты – отразить деятельностный подход в обучении
Технологическая карта урока
Основания для разработки технологической карты
Отличительная особенность ФГОС - усиление ориентации на результаты образования
Результаты образования Личностные УУД Познавательные Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Результаты образования как формируемые УУД
Параметры урока 1) Название этапа урока 2) Цели этапа урока 3) Содержание этапа 4) Деятельность учителя 5) Деятельность учащихся 6) Формы работы 7) Результат
Технологическая карта урока Практическая работа Закон сохранения Виды деятельности
Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Межпредметные связи: Ресурсыурока: Для учителя: Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ Достижения Затруднения Предложения
Этапы конструирования урока С чего надо начать подготовку к уроку? Зачем данный урок вообще нужен? Спланировать учебный материал Продумать «изюминку» урока Сгруппировать отобранный учебный материал Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке Подготовить оборудование для урока Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект
Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений
Структура технологической карты урока
В технологической карте урока следует последовательно описывать весь процесс деятельности указывать операции, их составные части тщательно планировать каждый этап деятельности максимально полно отражать осуществляемые дей ствия и операции, приводящие к намечен ному результату координировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности
Структура технологической карты урока 1-й этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент 2-й этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 3-й этап. Постановка учебной задачи 4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения
Структура технологической карты урока 5-й этап. Первичное закрепление 6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7-й этап. Рефлексия деятельности (итог урока)
Структура технологической карты темы
Технологическая карта темы
Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда"
Де ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация
Личностные результаты Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку Знакомство с основными историческими событиями, связанными с развитием химии и общества, достижениями в области химии, культурными традициями, общемировыми достижениями в области химии, обращение к истории химической науки Ценностно-ориентационная сфера
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
Познавательные УУД действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); постановка и решение проблемы.
В процессе обучения химии ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия: умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.п. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений Выбор наиболее эффективных способов решения задач Структурирование знаний Как объяснить, что водород, являющийся преимущественно восстановителем, при взаимодействии со щелочными и щелочноземельными металлами выступает в роли окислителя?
Регулятивные УУД - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция
Регулятивные УУД: формирование умений целеполагания выдвижения гипотез планирования своей деятельности нахождения алгоритма решения оформления проверки и оценивания конечного результата корректировки самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Метапредметные результаты Коммуникативные УУД: составить рассказ, дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме
выстроить алгоритм работы по теме определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале сделать процесс формирования УУД четким и управляемым, благодаря фиксированию у учащихся формируемых способов действия реализовать воспитательные возможности темы установить преемственность в изучении материала реализовать межпредметные связи Технологическая карта позволит учителю
Технологическая карта позволит учителю проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь
обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и учащихся Технологическая карта как административный инструмент:
Апробация новейших разработок показала следующие результаты: значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы
Технологическая карта урока: плюсы и минусы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI– век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!