Основные типы промышленных масел
Классификация смазочных материалов Смазочные материалы делятся на группы в зависимости от следующих признаков: ПРОИСХОЖДЕНИЕ / ИСХОДНОЕ СЫРЬЕ ВНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Деление масел по происхождению / исходному сырью Минеральные, или нефтяные – являются основной группой выпускаемых (более 90 %) смазочных масел. По способу получения они подразделяются: дистиллятные, остаточные, компаундированные. Растительные и животные, т.е. органического происхождение. Синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами.
Деление масел по внешнему состоянию Жидкие смазочные масла. Пластичные или консистентные смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии. Твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.).
Деление масел по назначению Моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных). Трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, и других машин. Индустриальные (станки и др). Гидравлические. Компрессорные. Турбинные. Цилиндровые Электроизоляционные и др.
Состав масла
МИНЕРАЛЬНЫЕ МАСЛА – продукты переработки нефти
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА – результат химического синтеза Полисилоксановые Полиэтиленглюколевые Маленькие молекулы соединяются хим. путем … в большие молекулы (синтез)
Основные преимущества: Повышенный индекс вязкости и меньшее влияние температуры на его изменение. Низкая температура застывания позволяет без проблем запустить двигатель в зимний период. Стабильная текучесть при любых температурных условиях. Повышенная проникающая способность. Улучшенные антифрикционные свойства. Пониженный износ деталей за счет более прочной масляной пленке на их поверхности. Высокие моющие и диспергирующие свойства. Устойчивость к старению и как следствие повышенный интервал замены. Низкая испаряемость. Стабильность при повышенных температурах. Недостатки: Пониженная вязкость - давление в смазочной системе ниже, расход масла больше. Повышенная проникающая способность и текучесть увеличивают протечки через неплотности. Цена синтетического масла значительно больше минерального00 СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА – результат химического синтеза
Устойчивость к окислению минерального и синтетического масел Синтетическое масло Минеральное гидрокрекинговое масло Гидро-очищенное минеральное масло Селективно-очищенное минеральное масло Нафтеновое минеральное масло Ароматическое минеральное масло Минеральное масло Синтетическое масло
Присадки химические соединения, добавляемые в небольших количествах в базовые масла для улучшения их эксплуатационных свойств. Могут составлять от 0,1% до 30% готового масла. Применяются, чтобы изменить базовое масло, а именно: Расширить имеющиеся свойства. Убрать нежелательные свойства. Добавить новые свойства.
Виды присадок и их роль в масле Противоизносные – защищают поверхности двигателя от износа в условиях граничного трения. Ингибиторы коррозии – защищают сталь/железо от ржавчины/коррозии. Диспергирующие – разделяют мелкие частицы сажи в масле. Моющие – очищают поверхность двигателя от отложений и нейтрализуют образующиеся кислоты. Антиокислительные - компенсируют эффект окисления от таких источников, как вода, тепло, воздух, катализаторы и др. Пеногасители и др.
SAE. За основу классификации выбрана вязкость. По SAE масла делят на 6 «зимних» (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 5 «летних» классов (20, 30, 40, 50, 60). Всесезонные масла обозначаются двойным номером — например, 0W — 30, 10W — 40 и т. п. API. (Американская) В основу классификации положена оценка эксплуатационных свойств масел. Масла делят на два класса, обозначенные буквами S (бензиновые двигатели) и С (дизельные двигатели). После начальной буквы, которой помечен класс, идет вторая, обозначающая уровень эксплуатационных качеств. Чем ближе она к началу алфавита, тем хуже качество у масла. АСЕА. (Европейская) В основу классификации положена оценка эксплуатационных свойств масел. Масла для бензиновых двигателей помечают буквой А, для дизельных — В. За буквой идет цифра от 1 до 3, указывая на особенности применения масла. Чем выше цифра, тем лучше эксплуатационные качества. ILSAC (Американо-японская) применима к моторным маслам для 4-тактных бензиновых двигателей. Пока содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. Они практически идентичны классам API SH и SJ соответственно. Основное отличие состоит в том, что масла классов GF-1 и GF-2 обязательно энергосберегающие и всесезонные. Типы классификаций моторных масел
ООО «Балтех» Россия, г.Санкт-Петербург, 194044, ул. Чугунная, 40 Тел./факс: +7 (812) 335-00-85 e-mail: [email protected] www.baltech.ru