…Да, велико его значенье ( Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье, Не нас поработил ему, ( Как тот борец ветхозаветный, Который с силой неземной Боролся до звезды рассветной И устоял в борьбе ночной. Ф.И. Тютчев.
«Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А.С.Пушкин
И это все о нём… Химик Физик Поэт Географ Металлург Геолог Астроном Энциклопедист Приборостроитель Историк
"Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". А.С.Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (ныне село Ломоносово) Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (ныне село Ломоносово) Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года.
Родители Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости. Мама умерла, спустя 9 лет после рождения сына
Ранние годы С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского.
На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу. На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.
Дорога за знаниями В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.
Скоро сам узнаешь в школе, Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, – Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! Н.А.Некрасов
В январе 1731г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. В январе 1731г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве.
Германия В 1736 году был направлен на учебу в Германию в Марбугский университет, где изучал гуманитарные и естесственные науки.
Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения. Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург, и его зачислили в штат сотрудников Петербургской академии наук. Однако молодому ученому пришлось заниматься в академии не только научными трудами. В то время на престоле была дочь Петра I – Елизавета. Приходилось писать оды для двора, переводить пьесы с немецкого для придворного театра, сочинять сценарии для иллюминаций и фейерверков, которыми был так богат Петербург XVIII в. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург, и его зачислили в штат сотрудников Петербургской академии наук. Однако молодому ученому пришлось заниматься в академии не только научными трудами. В то время на престоле была дочь Петра I – Елизавета. Приходилось писать оды для двора, переводить пьесы с немецкого для придворного театра, сочинять сценарии для иллюминаций и фейерверков, которыми был так богат Петербург XVIII в.
Химия Открыл закон сохранения массы вещества Пишет научный труд «Опыт физической химии, основанный на собственных лабораторных работах» Пишет «Диссертацию о действии химических растворителей на растворяемые тела» Заложил основы физической химии, когда сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества.
В 1748г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. В 1748г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов создал великолепные мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик Богородицы», ряд портретов (например, портреты Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом. Ломоносов создал великолепные мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик Богородицы», ряд портретов (например, портреты Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Физика Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы) Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (молекул) Сконструировал термометр Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
Геология Создал теорию о возникновении минералов и металлов Разработал теорию о причине землетрясений
Поэт Написано более 20 од. « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 год»
История Пишет научно-исторический труд "Древняя Российская история». Начал систематические занятия русской историей. Ему стали давать на отзыв написанные разными авторами исторические работы, в частности многотомную «Историю Сибири» Г.Ф.Миллера. А когда в составе Академии появилось Историческое собрание, Ломоносов был назначен его членом
Астрономия Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света» Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, обнаружил у неё атмосферу
География Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать». Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени. «Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать». Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени.
«Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли». 4 (15) апреля 1765 г. М.В.Ломоносов умер. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры в Санкт - Петербурге
О вы, которых ожидает Отечество из недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне одобренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. В. Ломоносов
Источники Литература: В.П.Лишевский Ученые-популяризаторы науки. М.:Знание,1987 Т.М.Енякова Внеклассная работа по химии.М.:Дрофа, 2004 С.М.Курганский .Внеклассная работа по химии.М.: 5 за знания,2006 Интернет-ресурсы: http://www.roman.by/r-91692.html http://roman.by/r-40501.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://files.school-collection.edu.ru http://www.edu54.ru/node/71037