Химия на службе искусства (на примере древнерусской живописи) Выполнила Брагина Юлия
«Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе...» «Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе...» Марселен Бертло
Цели и задачи Цель: показать взаимосвязь химии и искусства на примере древнерусской живописи. Задачи: 1) рассмотреть состав красок, применявшихся в иконописи 2) объяснить, почему фрески сохранились хуже, чем иконы 3) изучить состав смальты для мозаики 4) рассмотреть методы и средства реставрации произведений искусства
Охра – «красное золото» Австралии
Желтые охры Желтые охры
Свинцовые белила Свинцовые белила
Лазурит Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2
Ультрамарин – превосходная синяя краска Ультрамарин – превосходная синяя краска
Глауконит - природный минерал, содержащийся в осадочных породах. Глауконит - природный минерал, содержащийся в осадочных породах.
«Стенное письмо» Грановитой палаты Московского кремля «Стенное письмо» Грановитой палаты Московского кремля
Волконскоит
Икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского Собора XI века. Икона имеет плохую сохранность и от изначальной живописи XI века сохранились только фрагменты. Это самое раннее из известных русских произведений станковой живописи и, поэтому, очень ценное.
Пурпур - любимая краска древнеримской знати Пурпур - любимая краска древнеримской знати
Заключение В древнерусской иконописи применялись темперные краски на основе яичных эмульсий. В состав красок входили такие неорганические пигменты и минералы, как: охра, сурик, глауконит, лазурит и волконскоит. Древнерусские фрески писались по сырой штукатурке, которая подготавливалась несколько лет путем вымораживания извести и добавления органического клея. Фреска – очень трудоемкий вид живописи. Большинство фресок не дошли до наших дней. Особыми характеристиками смальты как материала являются глубина цвета, широчайшая цветовая палитра, морозостойкость, водостойкость, практичность и долговечность.