Презентация к уроку для 9 класса на тему: «Химическая промышленность и человек» ( интегрированный урок химии, географии, биологии и экологии) Презентацию выполнили: Лысенко Марина Анатольевна учитель географии и экологии Рябцева Татьяна Петровна учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 77 п.Казачьи Лагери Октябрьского района Ростовской области 5klass.net
Цели урока: Образовательная: Формирование целостного представления о химической промышленности, её значении и влиянии на человека путем интеграции нескольких школьных дисциплин (химии, географии, биологии и экологии), а так же создание навыков исследовательской деятельности . Развивающая: Овладение учащимися различными способами познавательной деятельности. Воспитательная: Формирование у учащихся бережного отношения к природе и своему здоровью, а так же вырабатывание коммуникативных качеств личности. Практическая: Применение теоретических знаний по данной теме на практике в повседневной жизни
Интегрированный урок – 3 блока 3 блок - биологический 2 блок – химико-экологический 1 блок - географический
Доля химической промышленности в отраслевой структуре России равна производство производство 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. Вывод № 1 : 1. продукты переработки 2. 1. 3. 2. 4. 3. Вывод №2: на сырьё на потребителя Вывод №3: Маршрутный лист урока - 1 блок географический Отраслевой состав химической промышленности Основная химия сырьё сырьё Ориентация при размещении Ориентация при размещении 6% минеральных удобрений соды кислот щелочей солей синтетического каучука и шин пластмасс синтетических смол химических волокон лаков, красок, бытовой химии Продукция химической промышленности разнообразна, поэтому значение её велико. Химия органического синтеза апатиты фосфориты поваренные и калийные соли сера нефти газа угля Сырьевая база разнообразна Химическая промышленность размешена повсеместно
1 блок – географический – итоговое задание 1. Назвать химические базы России. 2. Где концентрируется химическая промышленность? Почему? 3. На какой крупной реке расположено много предприятий химической промышленности? Почему? Химические базы : I Североевропейская; II Центральная; III Волго-Уральская; IV Сибирская
1 блок – географический – итоговое задание 1.Назовите основные центры и отрасли химической промышленности в Ростовской области. 2. Как вы оцениваете экологическую ситуацию в нашем поселке Казачьи Лагери, с точки зрения химической промышленности? 3. Какие экологические проблемы возникают в нашем поселке, связанные с химической промышленностью?
2 блок химико-экологический Круговорот химических элементов на примере круговорота серы
Маршрутный лист урока - 2 блок химико-экологический Задание 1: Используя текст учебника, заполните таблицу. Запишите формулы природных соединений и укажите сферы применения в химической промышленности. Fe3O4 Na2CO3*10H2O K2Co3 CaCo3 CaSO4*2H2O 2CaSO4*H2О Производство чугуна и стали. Стекло. Производство жидкого мыла, стекла и удобрений. Производство бумаги, резины. Снижение кислотности почв. Получение слепков, строительство, медицина. Природные соединения Формулы соединений Сферы применения Магнитный железняк. Кристаллическая сода. Поташ Мел, мрамор, известняк. Гипс . Алебастр.
Маршрутный лист урока - 2 блок химико-экологический Задание 2: Используя учебник химии, дополните схему. Запишите где применяется и находится в природе газ сероводород. применение Местонахождение в природе медицина в вулканических газах в воздухе на дне черного моря H2S 1. 1. 2. 3.
Маршрутный лист урока - 2 блок химико-экологический Задание 3: Используя текст учебника заполните таблицу. Запишите стадии получения серной кислоты и готовые продукты на каждой стадии. Получение SO2 обжиг, очистка Получение SО3 в контактном аппарате Получение H2SO4 в поглотительной башне SO2 SО3 H2SO4 Стадии Название стадии Продукт 1 стадия 2 стадия 3 стадия
Маршрутный лист урока - 2 блок химико-экологический Задание 4: Перечислите экологические проблемы, которые возникают при работе химической промышленности. 1. 2. 3. Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Загрязнение почв и образование нарушенных земель.
Маршрутный лист урока - 2 блок химико-экологический Задание 5: Составьте уравнение химической реакции образования кислотного дождя и запишите её в маршрутном листе. Кислотный дождь это - ……… + ……….. = ……… SO3 H2O H2SO4
2 блок химико-экологический – итоговое задание Почему серную кислоту называют « хлебом химической промышленности»?
Маршрутный лист урока - 3 блок биологический Задание: Заполните схему назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. Болезни, вызываемые химическими веществами Система кровообращения Органы дыхания Болезни крови и кроветворения Мочеполовая система Болезни кожи Нервная система и психические расстройства Органы пищеварения
Заболеваемость населения в 2009 году (количество человек на 100 тысяч населения) Задание 2: Назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить? Территория Болезни крови Нервная система Половая система Болезни кожи Пищеваритель- ная система Башкирия 3655 10891 13765 8920 17011 Татарстан 1860 5576 11663 5748 11982 Самарская область 1248 6484 14410 6694 13087 Ставропольский край 436 4576 659 4764 6479 Республика Адыгея 384 4491 6308 2179 6216 Калининградская область 463 3929 8955 6782 10419 Ростовская область 588 6340 8990 5782 7054
3 блок биологический – итоговое задание Задание: Назовите положительное и отрицательное значение и воздействие химической промышленности на человека. Химическая промышленность и человек «ЗА» «ПРОТИВ» 1) 1) 2) 2) 3) 3) Разнообразие сырьевой базы Отрицательное воздействие на здоровье людей Разнообразие и необходимость выпускаемой продукции Повышение заболеваемости Повсеместное Размещение Возникновение экологических проблем
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
1. Центр химической промышленности Ростовской области
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
2. Какая кислота является причиной кислотных дождей?
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
3. При переработке какого полезного ископаемого получают синтетическую смолу?
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
4. Продукция основной химии, используемая в сельском хозяйстве.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
5. На какой реке расположено больше всего предприятий химической промышленности?
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
6. Основное сырье химии органического синтеза?
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку
7. Что производит основная химия?
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоговое задание к уроку