ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО Географическое положение Главные города Занятия жителей Управление во Владимиро-Суздальском княжестве Знаменитые князья
Характеристика:
Занятия жителей хлебопашество промыслы скотоводство рыбная ловля добыча соли бортничество бобровый промысел
Управление во Владимиро-Суздальском княжестве Князь ( сильная власть)
Владимир Всеволодович МономахАндрей Юрьевич БоголюбскийЮрий Владимирович ДолгорукийВсеволод Юрьевич Большое гнездо
Юрий Владимирович Долгорукий.
4 апреля 1147 г. – первое упоминание о Москве.(«узловая вода»)Московский Кремль
Андрей Юрьевич Боголюбский. Боролся с боярством за укрепление княжеской власти.Столицей сделал г. Владимир-на-Клязьме.Совершил поход на Киев.Убит в результате боярского заговора.
Основание БоголюбоваПо легенде, в 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский, уезжая из Киева во Владимир, взял с собой икону "Владимирская Богоматерь". В пути, немного не доехав до Владимира, везшие образ лошади стали. На этом месте, при впадении реки Нерли в Клязьму, князь Андрей Юрьевич велел поставить церковь Рождества Богородицы, дворец для себя и кельи для монахов. Вскоре поселение разрослось и получило название Боголюбова. В настоящее время от дворца в Боголюбове сохранилась лишь небольшая часть белокаменных палат – "моленная палата", соединявшаяся с церковью Рождества Богородицы и служившая переходом в храм. "Моленная палата" – единственный сохранившийся памятник древнерусского гражданского зодчества XII века.
Памятники культуры Икона «Владимирская Богоматерь»Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский увез икону во Владимир. До 1395 года икона "Владимирская Богоматерь" находилась в Успенском соборе Владимира. В 1395 году образ перенесли в Москву. В 1480 году икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Покровительству иконы приписывали спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, а также отражение нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Икона "Владимирская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Элеуса – Умиление: дева Мария, изображена по пояс, на правой руке она держит младенца Христа, который, обхватив левой рукой шею матери, прижимается к ее щеке.
"Золотые ворота" во Владимире"Золотые ворота" были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.
Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
Домашнее задание: &12 прочитатьДокумент с. 95Рабочая тетрадь № 3.3 – 3.6.,3.10 – 3.12.
Жизнь этого князя необычна и интересна. Младший сын Владимира Мономаха не мог претендовать на большее, чем удельное княжество. В удел он получил Ростовское княжество, которое при Юрии стало процветающим. Здесь возникло множество поселений. Свое прозвище "Долгорукий" неутомимый сын Мономаха получил за постоянное стремление к захвату чужих земель. К Ростовскому княжеству он присоединил города Муром, Рязань, часть земель по берегам Волги. В 1125 году Юрий перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль. Он известен в истории и как основатель новых городов. По его приказу были заложены города: Переяславль–Залесский, Юрьев Польский, Дмитров, Звенигород, Городец, Кснятин. С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве от 1147 года. Наряду с захватом новых территорий и основанием городов князь Юрий неудержимо стремился захватить киевский престол. Борьба за великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Три раза входил Юрий в Киев в качестве Великого князя. В третий раз он остался им до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не любили. Это объяснялось тем, что Юрий не раз прибегал к помощи половцев и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. Юрий Долгорукий был для киевлян "пришлым", с Севера. По свидетельству летописца, после смерти Юрия в 1157 году киевляне разграбили его богатые хоромы и перебили пришедший с ним суздальский отряд.Сын Юрия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Андрей провел свое детство во Владимире на Клязьме. Участвуя в военных кампаниях своего отца, он прослыл храбрым воином. В 1155 году Андрей самовольно бежал из-под Киева, где жил по воле отца, на север, во Владимир на Клязьме, взяв с собой икону Богородицы из монастыря в Вышгороде. В своем Ростово-Суздальском княжестве он стал единовластным правителем, изгнав всех родственников – мелких удельных князей. Центром княжества стал Владимир на Клязьме. Недалеко от Владимира, в селе Боголюбове, Андрей построил великолепный дворец, за что и получил прозвище "Боголюбский". За счет военных походов князь расширил территорию своего княжества: в 1164 году он совершил поход на Волжскую Болгарию, в 1172 году – на Дунайскую Болгарию, в 1166 году отправил сына Мстислава в Подвинье. Дела Южной Руси его интересовали мало. Он не разделял любви отца к Киеву, предпочитал править Северо-Восточной Русью. В это время в Киеве правили: Изяслав III Давыдович (1157–1159, 1161 годы), Ростислав Мстиславич (1159-1161, 1161-1167 годы), Мстислав Изяславич (1167-1169 годы). Недовольный политикой Великого князя Киевского Мстислава, Андрей Боголюбский в 1169 году совершил поход на Киев и полностью разгромил столицу. Древний Киев, "мать городов русских" утратил право называться столицей Русского государства. Киевское княжество Андрей отдал своему брату Глебу, а сам, провозгласив себя Великим князем, остался жить во Владимире. В 1170 году сын Андрея Боголюбского пошел в поход на Новгород, жители которого изгнали князя – ставленника князя Андрея. Этот поход закончился поражением владимирцев, но вскоре новгородцы признали власть Андрея Боголюбского. Авторитарный характер правления Андрея Боголюбского, жестокое обращение с приближенными вызвали недовольство в окружении князя. В 1174 году был составлен заговор, и Андрей Боголюбский был убит.
Третий сын Юрия Долгорукого, Всеволод Юрьевич пришел на владимиро-суздальский престол в результате победы над также претендовавшим на великокняжеский титул Мстиславом Ростиславичем (1177 год). Всеволод Юрьевич получил прозвище "Большое Гнездо" из-за большого количества детей: у князя было восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. Всеволод Большое Гнездо вел политику, направленную на укрепление и централизацию Владимиро-Суздальской Руси. Время его правления считается расцветом Владимиро-Суздальского княжества. Укрепив свою власть, Всеволод начинает вмешиваться в дела Руси. При Всеволоде территория Владимирского княжества значительно расширилась, и к 1210 году его владения достигли реки Оки. Всеволод совершил ряд походов в Волжскую Болгарию (1183, 1185 и 1205 годы), почти полностью подчинил своему влиянию Рязанское княжество. В 1198 году он предпринял поход на половцев и нанес им сокрушительное поражение. Вмешивался Всеволод III в дела Новгорода, где в то время правили его ставленники. Автор "Слова о полку Игореве" писал о Всеволоде как о самом могущественном князе на Руси, многочисленные полки которого "могли веслами раскропить Волгу, а шлемами вычерпать воду из Дона", от одного имени которого "трепетали все страны" и слухом о котором "полнилась вся земля". (Карамзин) Всеволод Юрьевич правил 37 лет. Он умер в 1212 году. После него Владимиро-Суздальская Русь стала распадаться на удельные княжества.
Церковь Спаса Преображения Мирожского монастыря в ПсковеВ архитектурном ансамбле псковского Мирожского монастыря особое место занимает величественная, хотя и невысокая, одноглавая церковь Спаса Преображения, возведенная в 1156 году. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для культовой архитектуры Руси того периода. В интерьере церкви Спаса Преображения Мирожского монастыря сохранились фрески, относящиеся к XII веку.
Икона "Федоровская Богоматерь"Икона "Федоровская Богоматерь", известная с 1164 года, первоначально находилась в церкви Федора Стратилата Федоровского монастыря близ Городца. Затем образ перенесли в Кострому, где икона находилась сначала в костромской церкви Федора Стратилата, а в 1239 году была перенесена в Успенский собор Костромы. В 1613 году перед этим образом Михаил Федорович Романов получил благословение на царство. Икона "Федоровская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия – Путеводительница: дева Мария, изображена по пояс, на руке она держит младенца Христа, который, сидя прямо, держит в левой руке свиток, а правой благословляет.
Успенский собор во ВладимиреПостроенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного. В то время Успенский собор во Владимире, по образцу которого был позднее построен Успенский собор Московского Кремля, считался на Руси эталоном в архитектуре.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ БоголюбоваВ 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали. При сооружении церкви ее фасады украсили декоративными резными изображениями людей и зверей. Такое внимание внешней отделке стен было уделено едва ли не впервые на Руси.
Дмитриевский собор во ВладимиреПостроенный в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени. По некоторым предположениям, неизвестный зодчий, соорудивший здание, был близко знаком с собором Святого Луки в Венеции: он украсил фасады храма тождественными декоративными резными изображениями людей и зверей, белокаменным растительным орнаментом. На стенах Дмитриевского собора во Владимире сохранились фрески, относящиеся к 1197 году.
Церковь Спаса Преображения на Нередице близ НовгородаВ 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.