Архитектура Владимиро-Суздальского княжества Автор: О.Р.СолодоваМБОУ «Белокурихинская СОШ №1»
Новый блестящий подъем древнерусского зодчества, золотой век монументальной русской архитектуры, начинается в XII веке во Владимиро-Суздальском княжестве. Этот подъем связан с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, бывшего до того второстепенным уделом Киевского государства и превращением его в новый центр объединения Руси.
В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя. Архитектура теперь призвана была создать ореол силы и могущества великокняжеской власти. Разворачивается широкомасштабное строительство. Помимо старых городов- Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства.
При Андрее Боголюбском (1157-1174), владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Высокое совершенство архитектурных форм, развитое чувство ансамбля, оригинальность каменных резных украшений, при общей простоте и сдержанности внешнего убранства, характеризуют архитектуру этого времени. Киевская техника кладки из плинфы здесь сменяется кладкой из белого тесаного камня на известковом растворе. Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, 1165г.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…И. Э. Грабарь
Столица княжества - Владимир - застраивается монументальными сооружениями, из которых до нашего времени сохранились лишь расширенный Всеволодом III Успенский собор XII века и в измененном виде Золотые ворота XII века, входившие в систему укреплений города.
Успенский собор во Владимире. 1158-1160гг.
Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии. По высоте Свято Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской . сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого».
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор.1194-1197гг.
Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов. Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями.