Религия
В социальной педагогике религия рассматривается как один из социальных институтов, который традиционно играл большую роль в жизни общества, был важнейшим после семьи фактором социализации человека.Религия - это система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет происходящее и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием всех ее механизмов: традиционного, межличностного, рефлексивного, стилизованного. Однако соотношение этих механизмов и сила влияния каждого из них зависит от конфессии.Религия как фактор социализации и как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих.
Роль религии в жизни современного общества:Создает религиозную картину мира и способствует осмыслению места человека в нем;Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;Объединяет общество или какие-то большие социальные группы;Узаконивает некоторые общественные порядки.Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
Религиозные организации нацелены на упорядочивание религиозной деятельности. К ним относят (по Смелзеру) церковь, секту, деноминацию, вероучение и культ. Наиболее распространенная форма - церковь. Причем, это - социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян, одновременно - это место, в котором происходят ритуальные действия и особым образом организованное пространство, знаково-ритуализированное, сближающее человека с Богом.
3. Коммуникативная функция осуществляется в создании новых условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии.4. Милосердная функция религиозных организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт.5. Компенсаторная функция реализуется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в некой духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам очень тонко внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии.
- религиозность, как важнейшая составляющая религии, может и должна быть воспитываема в дошкольном возрасте;- в условиях дошкольного учреждения следует содействовать воспитанию религиозных чувств доступными возрасту средствами;- для осуществления полноценного воспитания дошкольников необходима подготовка кадров, которая нуждается в создании научной основы религиозно-нравственного воспитания.
Понимание нравственно-религиозного воспитания – одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем. Эта сложность объясняется целым рядом причин. Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно ее целостного изучения и понимания. Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток господствующие в науке (и шире — в общественном сознании) концепции, парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному пониманиюявлений. В-третьих, и, может быть, самая главная причина — это то колоссальное воздействие, которое на наше общественное сознание оказал известный спор - противостояние западников и славянофилов.
Сущность религиозного воспитания заключается в наделении явлений окружающей действительности священным содержанием, придании божественного смысла обыденным мирским процедурам, т. е. сакрализации.
Итак, религия, будучи специфической формой культуры, со своей системой ценностей, тесно включенной в общественную структуру, выступает в качестве одного из институтов социализации человека.
Конец