Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
I. Работа с хронологией1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось:5 декабря 1941 г.19 ноября 1942 г.5 июля 1943 г.6 июня 1944 г.
I. Работа с хронологией2. Какое из названных событий произошло в 1943 г.?Смоленское сражениеполное освобождение Ленинграда от блокадыобъявление Советским Союзом войны ЯпонииКурская битва
I. Работа с хронологией3. Какая из названных конференций представителей, лидеров СССР, Великобритании и США произошла раньше других?ПотсдамскаяТегеранскаяЯлтинскаяМосковская
I. Работа с хронологией4. Расположите в хронологическом порядке следующие события:А) снятие блокады ЛенинградаБ) Смоленское сражениеВ) Курская битваГ) битва за Сталинград
I. Работа с хронологией5. Установите соответствие между событиями и датами:А) начало контрнаступления1) 2 февраля 1943 г.Красной Армии под Москвой2) 25 апреля 1945 г.Б) капитуляция немецкой3) 5-6 декабря 1941 г.группировки под Сталинградом4) 12 июля 1943 г.В) танковое сражение 5) 5 августа 1943 г.у д.ПрохоровкаГ) салют в честь освобожденияОрла и Белгорода
II. Работа с фактами1. Какой город был удостоен звания города-героя за мужество его защитников в первые дни Великой Отечественной войны?БрестКиевЛенинградМинск
II. Работа с фактами2. В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны?битвы за МосквуСталинградского сраженияКурской битвыбитвы за Берлин
II. Работа с фактами3. В феврале 1945 г. состоялась встреча руководителей СССР, Великобритании и США:в Потсдамев Ялтев Тегеранев Москве
II. Работа с фактами4. Кто из советских военачальников командовал во всех названных операциях – сражении за Москву, обороне Ленинграда, боях за освобождение Варшавы, Берлинской операции?И.С. КоневГ.К. ЖуковА.М. ВасилевскийИ.Д. Черняховский
II. Работа с фактами5. Создателями новых видов оружия, военной техники в годы Великой Отечественной войны были:И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, П.С. КапицаС.А. Ковпак, П.П. Вершигора, Д.Н. МедведевИ.С. Конев, И.Х. Баграмян, В.И. ЧуйковС.В. Ильюшин, С.П. Королев, М.И. Кошкин
II. Работа с фактами6. Какое произведение было создано в блокадном Ленинграде?поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»роман К.М. Симонова «Живые и мертвые»рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича
II. Работа с фактами7. Установите соответствие между названиями военных операций и фамилиями военачальников, которые командовали решающими боевыми действиями в ходе этих операций:А) Сталинградская битва1) Г.К. ЖуковБ) освобождение 2) И.С. КоневБелоруссии 3) В.И. ЧуйковВ) битва за Берлин4) С.А. КовпакГ) освобождение Праги5) И.Д. Черняховский
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений1. Направления «Север», «Центр», «Юг» для наступления германских войск предусматривались в плане:окружения Сталинграда«Барбаросса»взятия Курска (операция «Цитадель»)«Ост»
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений2. Название «Дорога жизни связано с сопротивлением врагу защитников:СевастополяМосквыОдессыЛенинграда
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений3. Проведение партизанскими отрядами операций «Рельсовая война» и «Концерт» связаны с событиями:Курской битвыснятия блокады ЛенинградаСталинградской битвыначала наступления советских войск под Москвой
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений4. Операция советских войск под названием «Багратион» проводилась в 1944 г.:в Белоруссиина Кавказев Венгриив Крыму
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений5. Система оказания Соединенными Штатами Америки помощи союзникам путем поставок техники и продовольствия называлась:контрибуциейконцессиейкооперациейленд-лизом
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений6. Какая военная операция получила название «огненная дуга»?Курская битваосвобождение Киевасражение за Сталинградснятие блокады Ленинграда
III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений7. «Катюшами» называли в годы войны:ракетные минометыкласс истребителейсамолеты У-2тип танков
IV. Объяснение причин иследствий событий1. Что из названного было следствием сражения под Москвой?Германия начала терять союзниковпроизошел коренной перелом в войнебыл сорван немецкий план молниеносной войныбыл открыт второй фронт в Европе
IV. Объяснение причин иследствий событий2. Быстрая перестройка советской экономики на военный лад в 1941-1942 гг. стала возможна благодаря:военной помощи западных союзниковиспользованию труда немецких военнопленныхразрешению частной собственности в деревнеплановому характеру управления хозяйством
IV. Объяснение причин иследствий событий3. Что из названного относилось к причинам срыва немецкого наступления в Курской битве?введение в бой сибирских резервных дивизийупреждающий удар советской артиллериииспользование в немецких войсках устаревших моделей танковудар партизанских соединений в тыл немцев
IV. Объяснение причин иследствий событий4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате:поражения немецких войск под Москвойснятия блокады Ленинграда и освобождения Новгородасражения под Сталинградом и на Курской дугеосвобождения Киева и Минска
IV. Объяснение причин иследствий событий5. Какая из названных территорий была включена в состав СССР после завершения Великой Отечественной войны?часть карельского перешейка с г.ВыборгомЗападная Украиначасть Восточной ПруссииБессарабия и Северная Буковина
IV. Объяснение причин иследствий событий6. Столица какого государства была освобождена в результате совместных действий войск Красной Армии и Народно-освободительной армии, созданной в годы войны на территории этого государства?БолгарииЮгославииВенгрииАвстрии
V. Задания для работы с источниками1. Прочтите отрывок из воспоминаний У.Черчилля «Вторая мировая война» и укажите, о событиях какого года в нем говорится?«Таким образом, за шестимесячную кампанию немцы добились внушительных результатов и нанесли противнику потери, которых не выдержала бы никакая другая страна. но три главных объекта, к которым они стремились, Москва, Ленинград и нижнее течение Дона – все еще прочно находились в руках русских. Кавказ, Волга и Архангельск были еще далеко. Русская армия, отнюдь не разгромленная, сражалась лучше, чем когда-либо, и в следующем году ее численность должна была, несомненно, возрасти. Наступила зима. Затяжная война была неизбежной».1) 1941 г.3) 1943 г.2) 1942 г.4) 1944 г.
V. Задания для работы с источниками2. Прочтите отрывок из приказа Верховного Главнокомандующего (1943 г.) и укажите название городов, о которых идет речь в приказе:«Отразив все попытки прорваться к Курску… наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев, заняли ________ и _________... Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим __________ и __________, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».1) Новгород и Луга3) Минск и Бобруйск2) Орел и Белгород4) Киев и Гомель
V. Задания для работы с источниками3. Прочтите отрывок из немецкого военного плана и напишите название этого плана:«Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено…Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга-Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации…»
V. Задания для работы с источниками4. Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого генерала и напишите название битвы, о которой рассказывает автор:«Начавшийся в середине сентября период боев… можно назвать позиционной или «крепостной» войной. Время для проведения крупных операций окончательно миновало. Из просторов степей война перешла на изрезанные оврагами приволжские высоты с перелесками и балками, в фабричный район города, расположенный на неровной, изрытой, пересеченной местности… За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за каждую кучу развалин велась ожесточенная борьба…»
V. Задания для работы с источниками5. Прочтите отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР и назовите этот приказ:«Военным Советам армий и прежде всего командующим армиями: … сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».
V. Задания для работы с источниками6. Прочтите отрывок из документа и напишите название описываемой в отрывке меры:«Переселению подлежат все жители по национальности немцы, проживающие в городах и сельских местностях АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областях.Члены ВКП(б) и ВЛКСМ переселяются одновременно вместе с остальными.Немцы, проживающие в указанных районах, выселяются на территорию Казахской АССР, Красноярского и Алтайского краев, Омской и Новосибирской областей».
V. Задания для работы с источниками7. Прочтите отрывок из решения Ялтинской конференции руководителей СССР, Великобритании и США и назовите организацию, о которой идет речь:«Мы считаем необходимым создать международную организацию, имеющую целью сохранение мира. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов».