Д/з: § 34, вопросы, задания: конспект – учить.Тема: Век Просвещения в России (§ 34)Цель урока: рассмотреть процесс становления и развития науки и образования в XVIII в. в России.
1. Академия наук – 1725 г.XVIII век – время становления российской науки. Академия наукв Петербурге.1924 г. – Петр I подписал указ об основании Академии наук.1725 г. – открытие (после смерти П.I)Располагались: обсерватория, музей, библиотека, типография, ботанический сад, физическая и химическая лаборатории (с 1748 основана М.В. Ломоносовым) и др. Штат Академии: 11 профессоров ( вначале только иностранцы).
2. М.В. Ломоносов (1711-1765)- Что вам известно о М.В. Ломоносове?Прочитайте п. 2 § 34.Вопросы к прочитанному:Где и в какой семье родился Ломоносов?В каком году он уехал в Москву?В каком учебном заведении он учился? Охарактеризуйте его поступок.Где он продолжил своё обучение?Очертите круг интересов и научных занятий Ломоносова.Значимость научной деятельности учёного?
3. Естественные науки1744 г. - М.Шеин издает 1-й русский анатомический атлас.1756 г. – заводчики Демидовы открывают Ботанический сад 1745 г. - «Атлас Российской империи» (мировое значение), затем - геологические карты регионов.Астрономия: создание сети обсерваторий (Эйлер, Ломоносов). Начало изучения природы электричества: Рихман и Ломоносов.Химия: основание лабораторий (Ломоносов) её исследования широко применялись в производстве.
4. История и филологияИстория: В.Н.Татищев – «История Российская», М.В. Ломоносов – противник «норманнской теории», написал 1-й учебник истории - «Краткий российский летописец»; М.М.Щербатова «История российская от древнейших времён» - 15 томов.1783 г. – центр изучения русского языка и литературы принцип «Писать, как говорят, и говорить, как пишут». Возглавила княгиня Екатерина Дашкова.
5. Академические экспедициЦель: изучение новых территорий.Экспедиции:- вост. побережье Каспия море (Хива, Бухара) для поиска торгового пути в Индию.- 1719-21 г. - составлена карта Камчатки и Курильских о-в.1725-30 гг. Витус Беринг - 1-ая Камчатская экспедиция.- 1733-42 гг. - 2-я Камчатская экспедиция - Аляска,открытие Алеутских о-в, разделила Сибирь на Западную и Восточную, как особые районы. Участник экспедиции Степан Крашенинников - «Описание земли Камчатки».1768-74 гг. - 5 экспедиций в различные районы России. 1793 г. - учреждён Географический департамент.
6. Техники и изобретатели (п.6 § 34)Токарно-винторезныйстанок Нартова.Скорострельная батарея Нартова из 44 мортир. Проект вертолёта ЛомоносоваМашина для откачивания воды из шахты (Змеигородский рудник)Паровой двигатель Ползунова
Часы: величиной с гусиное яйцо. Состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти.Часы играли сочинённую им мелодию. На изготовление этих чудесных часов механик потратил больше 2-х лет. Иван Кулибин – русский механик, самоучка-изобретатель. Проект деревянного одноарочного моста через Неву 298 м.Зеркальный фонарь, прототип современного прожектора.«Самобеглая » (самодвижущаяся) трёхколёсная коляска.
7. ОбразованиеМосковскийуниверситет.1755 г. - открытие Московского университета (инициатор -Ломоносов).Три факультета (изначально): юридический, философский, медицинский.Факультет богословия: студентами могли стать не только дворяне, но и выходцы из других сословий. Преподавание не на латыни, а на русском языке. Работала типография, выпускалась газета «Московские ведомости».1-я общеобразовательная школа.
Здание Академиихудожествв Петербурге.Основной формой обучения для «низших» слоев - школы грамоты. Для детей дворян: закрытые учебные заведения Сухопутный и морской шляхетские корпуса, Пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц (1764). закрытые учебные заведения для детей купцов.1757 г. - открыта Академия художеств, затем танцевальная и балетная школы.
Закрепление пройденногоНазовите по дате:учреждение Академии наукоткрытие Московского университетаОткрытие Академии художеств.2. Назовите имена:знаменитых историков XVIII в.знаменитых изобретателейзнаменитых исследователей.3. Почему большинство нужных и важных изобретений не стали востребованы в России?4. Что представляла собой российская система образования?