Русское зарубежье 20-30-х г.г. XX века
«Три волны» русской эмиграции Послереволюционную российскую эмиграцию обычно разделяют на три периода - «три волны»: первый период-период между двумя мировыми войнами;второй период -1945 г-1960-е г.г.; третий период- после 1970 г.Русская эмиграция «первой волны» была сосредоточена в основном в европейских странах, преимущественно во Франции.
Литературные течения и кружки
«Парижская нота»«Парижская нота» — литературное течение в поэзии русского зарубежья, возникшее в Париже в конце 1920-х гг. и просуществовавшее до конца 1950-х гг. Основателем и поэтическим лидером направления является Георгий Адамович, наиболее яркими представителями — Анатолий Штейгер и Игорь Чиннов.
История возникновения названияНазвание «парижская нота», по всей вероятности, было впервые употреблено Б. Поплавским, который сам к «парижской ноте» не принадлежал. Обычно ссылаются на высказывание Поплавского 1930 г.: «Существует только одна парижская школа, одна метафизическая нота, всё время растущая — торжественная, светлая и безнадежная».
История направления Направление не было организационно оформлено, не оставило коллективных деклараций и литературных манифестов; не было у «парижской ноты» и единого постоянного печатного органа. Принадлежность к данному направлению определяется в основном исходя из стиля и тематики поэтов, а также их личной или идейной близости к Г. Адамовичу и высказывавшимся им взглядам на смысл и назначение поэзии.Помимо самого Г. Адамовича, наиболее сильное влияние на поэтику «парижской ноты» оказал Георгий Иванов, особенно его сборник «Розы» (1931), ставший одной из главных поэтических книг русской эмиграции «первой волны».
Направление в 50-е г.г.К началу 1950-х гг. уже не было в живых многих поэтов «парижской ноты»; многие другие поэты либо перестали писать стихи, либо резко изменили творческую манеру. Историю «парижской ноты» можно было бы считать завершённой к 1939 г., если бы не яркое вступление в литературу Игоря Чиннова, одного из наиболее значительных поэтов русской эмиграции (сборники «Монолог»,1950 г; «Линии»,1960г.)
Основные эстетические и художественные принципыКлючевые слова поэзии «парижской ноты»- безнадежность, пустота, холод; чужды мотивы «тоски по мировой культуре», характерные для раннего акмеизма;поэзия «парижской ноты» аскетична, но предельно серьёзна;преимущественно классический стих (с преобладанием ямба); малые формы: как правило, лирическое стихотворение из двух-четырёх строф.
СменовеховствоСменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в русской эмиграции. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданному в 1921 г. в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.
ЕвразийствоЕвразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией.Начало евразийству положил сборник статей Н.С. Трубецкого, П.Н.Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского “Исход к Востоку” (София, 1921). Евразийство возникло среди эмигрантской интеллигенции 20-х гг. как реакция на события 1917 года и было устремлено отнюдь не оправдать их, а извлечь из них некоторые, наиболее общие исторические и геополитические уроки. К началу 1930-х гг. евразийство пошло на убыль.
«Сатирикон»«Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал. Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза».Издавался в Петербурге с 1908 по 1914г.г. Название — в честь античного романа.После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции.
«Скит поэтов»«Скит поэтов»-самый известный литературный кружок-сообщество, основанный русской эмиграцией в Чехословакии. Первое собрание кружка молодых поэтов состоялось 26-го февраля 1922 г. Руководителем кружка стал А.Л. Бем.За все годы своего существования (1922-1940) через Скит прошло более 50-ти молодых поэтов и прозаиков.
Своеобразие литературы зарубежья:существование русской литературы в чужом «национальном пространстве»;взаимодействие с западноевропейской литературной традицией, традиционное и новаторское в литературе русского зарубежья; развитие новых жанровых форм;продолжение традиций «серебряного века» в прозе, множественность стилевых манер;развитие реалистических тенденций в творчестве.