Общая характеристика русского искусства 18 века. Общая характеристика русского искусства 18 века. Русское искусство первой половины XVIII в. Русский вариант стиля барокко
Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским.
Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота.
Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера.
художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими
Главное в русском барокко - строительство дворцов новой столицы России - Петербурга. Главное в русском барокко - строительство дворцов новой столицы России - Петербурга.
В 1706 г. для руководства строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел во главе с У.А. Синявиным. На левом берегу Невы началось возведение крепости-верфи Адмиралтейства. В 1710-1711 гг. был построен первый Зимний дворец Петра I. Двухэтажное здание, перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал и узкие пилястры. В 1726-1727 гг. архитектор Доминико Трезини прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами. В 1706 г. для руководства строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел во главе с У.А. Синявиным. На левом берегу Невы началось возведение крепости-верфи Адмиралтейства. В 1710-1711 гг. был построен первый Зимний дворец Петра I. Двухэтажное здание, перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал и узкие пилястры. В 1726-1727 гг. архитектор Доминико Трезини прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами.
К концу 1720-х гг. облик Петербурга определился. В 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, ее архитектурную часть возглавил П.М. Еропкин. К концу 1720-х гг. облик Петербурга определился. В 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, ее архитектурную часть возглавил П.М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, согласно которому центр переносился на Адмиралтейскую сторону.
Были намечены направления трех главных городских магистралей, расходившихся от башни Адмиралтейства. И.К. Коробов (1700/1701-1747) предложил возвести семидесятиметровую каменную башню Адмиралтейства с высоким золоченым шпилем и флюгером в виде корабля. Были намечены направления трех главных городских магистралей, расходившихся от башни Адмиралтейства. И.К. Коробов (1700/1701-1747) предложил возвести семидесятиметровую каменную башню Адмиралтейства с высоким золоченым шпилем и флюгером в виде корабля.
Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями. Преобладающий тип здания этого времени - дворец-усадьба в столице или в ее пригородах. Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями. Преобладающий тип здания этого времени - дворец-усадьба в столице или в ее пригородах.
Расцвет русской архитектуры середины XVIII в. связан со стилем барокко и с именем Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), соединившего в своем творчестве черты западноевропейского барокко и так называемое “нарышкинское” его воплощение. Расцвет русской архитектуры середины XVIII в. связан со стилем барокко и с именем Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), соединившего в своем творчестве черты западноевропейского барокко и так называемое “нарышкинское” его воплощение.
Приехав в Петербург 16-летним юношей, Растрелли дважды уезжал за границу, самостоятельно начав работать в царствование Анны Иоанновны. Его первыми постройками были деревянный дворец Зимний Анненгоф в Москве и Летний Анненгоф недалеко от Кремля. Приехав в Петербург 16-летним юношей, Растрелли дважды уезжал за границу, самостоятельно начав работать в царствование Анны Иоанновны. Его первыми постройками были деревянный дворец Зимний Анненгоф в Москве и Летний Анненгоф недалеко от Кремля.
Растрелли построил третий Зимний дворец в Петербурге, объединив дома Апраксина и Кикина и соорудив два новых корпуса по углам со стороны Адмиралтейства. Фасады дворца, протянувшиеся вдоль Невы почти на 150 м, сохраняли еще черты петровского барокко, однако в оформлении ряда внутренних помещений - Тронного зала, аванзала и Театра уже чувствовалась рука Растрелли. Растрелли построил третий Зимний дворец в Петербурге, объединив дома Апраксина и Кикина и соорудив два новых корпуса по углам со стороны Адмиралтейства. Фасады дворца, протянувшиеся вдоль Невы почти на 150 м, сохраняли еще черты петровского барокко, однако в оформлении ряда внутренних помещений - Тронного зала, аванзала и Театра уже чувствовалась рука Растрелли.
В 1749 г. Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря. Строительство собора, начатое в 1748 г., приостанавливалось из-за нехватки средств. Растрелли так и не закончил его, но и созданное здание явилось одним из замечательных его творений. В 1749 г. Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря. Строительство собора, начатое в 1748 г., приостанавливалось из-за нехватки средств. Растрелли так и не закончил его, но и созданное здание явилось одним из замечательных его творений.
Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает распоряжение императрицы начать работу по переустройству Большого Петергофского дворца. Зодчему было поставлено условие: сохранить оставшийся от Петра комплекс построек, значительно расширив дворец. Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает распоряжение императрицы начать работу по переустройству Большого Петергофского дворца. Зодчему было поставлено условие: сохранить оставшийся от Петра комплекс построек, значительно расширив дворец.
Самое совершенное творение Растрелли - Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, работы над строительством которого велись с 1752 по 1757 гг. Строительство дворца, начатое ранее, не удовлетворило Елизавету. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны. Самое совершенное творение Растрелли - Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, работы над строительством которого велись с 1752 по 1757 гг. Строительство дворца, начатое ранее, не удовлетворило Елизавету. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны.
Другой стороной дворец обращен к огромному двору, ограниченному одноэтажными корпусами. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку - позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов. Другой стороной дворец обращен к огромному двору, ограниченному одноэтажными корпусами. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку - позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов.
В центре Петербурга Растрелли возвел четвертый Зимний дворец. Сохранившийся почти без изменений Дворец, вершинное достижение русского барокко, построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором, своими размерами он доминирует над окружающим пространством. В центре Петербурга Растрелли возвел четвертый Зимний дворец. Сохранившийся почти без изменений Дворец, вершинное достижение русского барокко, построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором, своими размерами он доминирует над окружающим пространством.
Бесчисленные колонны то собираются в группы, особенно живописные на углах здания, то расступаются. На балюстраде кровли установлены десятки декоративных ваз и статуй. Бесчисленные колонны то собираются в группы, особенно живописные на углах здания, то расступаются. На балюстраде кровли установлены десятки декоративных ваз и статуй.
Каждый фасад Растрелли проектировал по-разному. Так, Северный фасад, обращенный к Неве, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений и является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризолитом, прорезанным тремя въездными арками. Из боковых фасадов наиболее выразителен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства. Каждый фасад Растрелли проектировал по-разному. Так, Северный фасад, обращенный к Неве, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений и является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризолитом, прорезанным тремя въездными арками. Из боковых фасадов наиболее выразителен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства.
Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь.
После восшествия на престол Екатерины II Растрелли перестал получать заказы, стиль барокко не нравился двору. 23 октября 1763 г. Екатерина принимает решение об отставке Растрелли с поста обер-архитектора. В 1771 г. он подает прошение о принятии его в члены Императорской Академии наук, прошение было удовлетворено 9 января 1771 г. В этом же году Растрелли умирает. После восшествия на престол Екатерины II Растрелли перестал получать заказы, стиль барокко не нравился двору. 23 октября 1763 г. Екатерина принимает решение об отставке Растрелли с поста обер-архитектора. В 1771 г. он подает прошение о принятии его в члены Императорской Академии наук, прошение было удовлетворено 9 января 1771 г. В этом же году Растрелли умирает.
Влияние творчества Растрелли было сильным и для самостоятельно работающих архитекторов. Одним из таких мастеров был С.И. Чевакинский (1709/1713 - ок. 1780), построивший двухэтажный Никольский Морской собор (1753-62) Влияние творчества Растрелли было сильным и для самостоятельно работающих архитекторов. Одним из таких мастеров был С.И. Чевакинский (1709/1713 - ок. 1780), построивший двухэтажный Никольский Морской собор (1753-62)