Неча на зеркало пенять, коли рожа крива ПословицаТема учебного проектаРоссийское чиновничество XIX века «как зеркало русской жизни»Творческое названиеПрошлое или настоящее?Автор проекта:Муравлёва Е.В. – учитель русского языка и литературы ТОГОУ «Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Основополагающий вопрос:Что нужно знать, чтобы понять причины актуальности темы чиновничества в прошлом и настоящем?Проблемные вопросы:Как влияет российская действительность на формирование класса чиновничества?Каковы характерные черты чиновничества ХIХ века?Что оставили чиновники XIX века нам в наследство: добродетели или пороки?Учебные предметы: русский язык и литератураУчастники процесса: ученики 9 класса
Аннотация В ходе проведённого исследования учащиеся, анализируя текст драматического произведения Н.В.Гоголя «Ревизор», смогут выявить отличительные черты чиновников города Н как типичных представителей бюрократического аппарата царской России, активизировать познавательный интерес к истории развития класса чиновников;- научатся отстаивать свою жизненную позицию и аргументировать свое мнение;- приобретут коммуникативные умения, работая в группах;-смогут развить исследовательские умения и системное мышление
Дидактическая цель:формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности , навыков анализа драматического произведения, навыков работы с критической литературой, умений увидеть проблему и наметить пути её решенияМетодические задачи:-осмыслить развитие общественного конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»,-развить умение давать социально – психологическую характеристику персонажа
Темы самостоятельных исследований: Инкогнито в провинциальном городкеЧиновничество 200 лет спустя Результаты представления: – презентацииК проекту разработаны - дидактические материалы – веб - сайт
Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) – 1 урок, 15 минут.Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 20 минут.Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 урок, 5 минут.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 10 минут.Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 минут.Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3-8 урок.Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 9 урок.Защита полученных результатов и выводов – 10 урок.
Методы и приёмы Метафорическое исследование;Индивидуальная работа и работа в группах; Анализ текста и работа с документом;Сопоставление;Опережающее обучение;Описание картин;Инсценировка;Смысловое чтение.
Информационные ресурсы 1.Валагин А.В. Прочитаем вместе… Комедия Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991 2.Ю.Манн »Сила«Ревизора»М.»Художественная литература» 1989 г.3.Избранные сочинения. Ст. П.А.Николаева «Поэзия жизни действительной» М.»Художественная литература» 1999 г.4.Н.В. «…К нам едет ревизор». Изд. «Молодая гвардия» 1987 г.4. Ресурсы сети Интернет