Урок истории России в 10 классе. Учитель истории МОУ СОШ №2Радачинская Таисия Михайловна.
Тема урока: Особенности истории России.Место России в мировом историческом процессе.
Цель урока: - учащиеся должны знать: Россия всегда играла значительную роль в европейской политике и экономике,- знать географические, почвенно- климатические и иные особенности и их влияние на историческую судьбу России,уметь выделять общее и своеобразное в истории России.
Форма урока: Школьная лекция.
план урока: 1. Почему мы изучаем историю своего Отечества?.2. Географическое положение и его влияние на историю страны.3.Влияние природы на судьбы страны.4.Другие особенности развития России.
Проблема: Что в истории важнее всего ?Что оказывает на неё самое сильное влияние ?
1.Почему мы изучаем историю своего Отечества?
цитата: « Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать – необходимо» Горький А. М.
2). Показать единство народов нашего Отечества с народами мира. Сходныестадии развития хозяйства, культуры,гос. устрой-ства.Молились одним богам,называяих по-разному.Пели близкие по духу песни и слагали одинаковые сказки.
Вывод: Знать прошедшее – значит понять настоящее и предвидеть будущее.
2. Географическое положение страны и его влияние на историю. 1). Географические условия оказывали ( особенно на ранних стадиях развития ) большое влияние на развитие человеческого общества.
Особенности географического положения России: Открытость границ России ( Восточно- Европейская равнина):- противоборство с кочевниками,- постоянное расширение России за счёт соседних земель,- сложность обособления, природа звала людей к единению.
Удалённость от мировых морских и океанских путей: - этим объясняется замедленность развития России,- постоянное стремление её выйти из этого « закрытого» состояния.
Милитаризованность российского общества: - постоянная опасность русским границам и с Востока и с Запада, - необходимость отвоёвывать себе выход к морям,- русское общество становилось традиционно милитаризованным.
Система управления. - обширная территория, - внешняя опасность, - борьба за выход к морям – - необходимость СИЛЬНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ВЛАСТИ,
Вывод: -РОССИЯ- ЕВРАЗИЙСКАЯ СТРАНА, своеобразный мировой мост, где встречаются две мировые цивилизации: Европа и Азия, где осуществляется их взаимовлияние и взаимопроникновение.
Своеобразие Руси: -Русь деревянная часто горела, быстро отстраивалась
Русь речная: Страна удобных речных путей.Русь степная( кочевники),Равнинная ( равнина объединяла, сплачивала людей).
Влияние природы на судьбы страны. Восточно – Европейская равнина отличалась однообразием : Простор успокаивал мысль, навевал глубокие раздумья; трудности формировали такие черты, как суровость, неласковость, выносливость.
Природа определяла облик и психологию народа + - отсутствие тяги к система- тическому труду, Характер упорный,Несгибаемый,суровый.
Вывод: Приложение большей энергии и активности, чем в странах Запада для получения тех же результатов. Сама среда обитания значительно тормозила здесь развитие цивилизации.
Другие особенности развития России. Многонациональный состав её населения.Отдалённость от мировых цивилизаций.Внешнеполитические обстоятельства.Колонизация её собственным населением, быстрый рост территории вширь.
Подведение итога урока. Решение проблемы:Что в истории важнее всего, что оказывает на неё самое сильное влияние?
Итог: Все обстоятельства в совокупности, их комплекс. Он для каждой страны , для каждого народа неповторим, как неповторима жизнь отдельного человека.Важно выявить и понять эти обстоятельства и особенности, в которых протекала и протекает жизнь народа, его история.
Дома: Мини- сочинение на тему: « Зачем нужна история?»Что означает выражение: « История- учитель жизни» ?