Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России П. Я. Чаадаев: аномалии русской истории И. В. Киреевский: особенности русского просвещения А. С. Хомяков: доктрина соборности А. И. Герцен: критика славянофильства Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов Владимир Соловьёв: философия Всеединства Понятие Всеединства Софиология Историософия: Богочеловеческий процесс
Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991) Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991) Апология сумасшедшего (1837)
И. В. Киреевский (1806-1856) И. В. Киреевский (1806-1856) А. С. Хомяков (1804-1860) К. С. Аксаков (1817 1860) Ю. Ф. Самарин (1819 1876)
Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви. Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.
Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью. Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.
В. Г. Белинский (1811 1848) В. Г. Белинский (1811 1848) А. И. Герцен (1812 1870) Т. Н. Грановский (1813-1855) Н. В. Станкевич (1813-1840) М. А. Бакунин (1814-1876) К. Д. Кавелин (1818-1885)
В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Культура не универсальна (западная – в том числе). Культура не универсальна (западная – в том числе). Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
Египетский Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский
Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры: еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную. Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым. Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.
Философские начала цельного знания (1877) Философские начала цельного знания (1877) Чтения о Богочеловечестве (1877-1881) Россия и Вселенская церковь (1889) Оправдание добра (1895) Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900)
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.