Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ Методическая разработка урокапо курсу обществознания для 10-го класса.Тема: «Общество и человек.Происхождение человека и становление общества» Профильный уровень. Разработана учителем истории, обществознанияи права высшей категории Бережной Ольгой Николаевной.МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135»Г. Омск.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ План урока:1. Наука о происхождении человека: версии и гипотезы;2. Становление общества;3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции;4. Становление культуры.(План урока размещен на интерактивной доске для мотивации учащихся)Форма урока: урок – усвоение новых знанийс использованием интерактивной доски.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ Цели урока:1. Рассмотреть современные теории происхождения человека;2. Сравнить эти версии с официальной теорией Ч.Дарвина;3. Изучить процесс становления общества;4. Определить человечество как результат биологической и социокультурной революции;5. Проследить процесс становления культуры.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ Формированиеобщих знаний,умений и навыков: Формирование навыков работы с учебной литературой; умения анализировать предложенные теории, делать выводы на основании имеющихся фактов и материала; видеть особенности в каждом конкретном случае, а так же умения обобщать на основании имеющихся общих признаков.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ На 1-м этапе урока рассматриваются проблемы, связанные с изучением происхождения человека:1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день; устанавливаются недостающие звенья;3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза. После обсуждения данных проблем происходит работа с новой терминологией: социогенез, антропогенез и антропосоциогенез. Термины помещены на отдельном слайде на интерактивной доске.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ Далее происходит работа по схемам современных теорий происхождения человека. Схемы так же размещены на слайдах на интерактивной доске.3-й слайд1-я версия: Рамапитек ------------------ Австралопитек ------- (14-20 млн.лет назад) (5-8 млн.лет назад) --- Homo habilis (2 млн. лет назад)
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ 4-й слайд2-я версия Homo erectus--------------Homo sapiens(1-1,3 млн. лет назад) (150-200 тыс. лет назад)
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ 5-й слайдВ работе над этой схемой учащиеся вспоминают сведения из курса Всеобщей истории.ДРИОПИТЕКприматы(в хор. усл-х) люди (в жест. усл-х) неандертальцы австралопитеки (Homo habilis-150 тыс. ? лет назад) кроманьонцы (Homo sapiens – 20-30 тыс.лет назад)
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ После работы со схемами идет обсуждение:Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях?Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека. Кто ее автор?(Учащиеся восстанавливают теорию Ч.Дарвина и сравнивают ее с современными версиями)Почему теория Ч.Дарвина в настоящее время так активно оспаривается?Какие выводы мы можем сделать из всего вышесказанного?(Дети делают вывод о том, что все, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов и теорий, т.к. создать целостную картину невозможно из-за крайней древности происходивших процессов.)
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ 2-й этап урокаНа этом этапе решается важнейший вопрос: что было раньше – человек или общество? Путем фронтальной работы с классом идет работа со схемой, представленной на слайде доски, с опорой на уже имеющиеся знания.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ 3-й этап урокДанный этап начинается с работы над понятием – «человечество». Учащиеся находят его в учебнике и выписывают в тетрадь.Затем рассматриваются две теории:1-я теория: Культура – это единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры.2-я теория: Культура – это собирательное понятие, т.к. культур много.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ После обсуждения этих теорий учащиеся обращаются к учебнику и находят понятие «Культура». Оно зачитывается вслух и записывается в тетради. Затем детям предлагается сделать вывод: какая из предложенных теорий более правильная?Далее учащимся объясняется, что вне культуры человечество не существует, и задается вопрос:Почему?Что является одним из важнейших средств культуры?(Данные вопросы базируются на том, что курс обществознания изучается с 8-го класса и данный материал детям в общих чертах знаком.)
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru_____________________________________________________________________________________ После краткого обсуждения учащиеся делают вывод и записывают его в тетради:!Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.Урок заканчивается ответом учащихся на вопрос:Что мы сегодня узнали на уроке? (Таким образом делается обобщение). Далее выставляются оценки за работу на уроке и дается задание на дом: прочитать материал учебника и выучить записи в тетради.