Комендантский аэродром Конкурс ДДТ «Стальные крылья»
Комендантская дача С начала ХVIII в. за Черной речкой находилась Комендантская дача, то есть большой участок земли, который был в ведении коменданта Петропавловской крепости.Первая авиационная неделя, сентябрь 1910 года. Фотограф К. Булла(ныне Коломяжский просп., 13), на котором с 1908 проводились показательные полеты авиаторовЖ-д станция Новая Деревня
В 1893 году близ Коломяжского шоссе Скаковым обществом был построен Удельный скаковой ипподром. С 1908 года на нём устраивались показательные полёты авиаторовРезультаты наложения старой карты СПб. 1914 года в "Google Earth" на современные районы.
Комендантский аэродром на Севере соседствует с Коломягами, на Востоке с парком Челюскинцев, на Юге с Новой Деревней, на Западе примыкает к озеру Долгое.65 – Старая Деревня67, 68 – Комендантский аэродром66 – Новая Деревня
Несколько фото из жизни Комендантского аэродрома в различные годы его существования. Аэроклуб, основан 21.01 1908 с целью содействовать развитию воздухоплавания в России. В 1909 получил название Императорского Всеросийского аэроклуба (ИВАК). Для обучения отечественных авиаторов ИВАК открыл в 1910 авиационную школу в Гатчине. Первым инструктором стал авиатор В. А. Лебедев.
Осенью 1910 года к западу от ипподрома на средства товарищества «Крылья» построен Комендантский аэродром, на котором проходили испытательные полёты и показательные выступления воздухоплавателей. Всероссийский праздник воздухоплавания проводилсяc 08.09. – 01.10.1910Воздушный шар перед полетомФото Карл Булла 8 сентября 1910 Воздушный шар Всероссийского аэроклуба в полете.
1-й Всеросийский праздник воздухоплавания Дирижабль "Альбатрос. 1910-е годы.В состязаниях участвовали 15 самолетов типа "Фарман", "Блерио", "Антуанетт" и отечественный "Россия -- А".Приняли участие 11 русских авиаторов. Первым в небо взлетел "Фарман", только что приобретенный за 28.000 франков (10.000 рублей). Офицер Руднев продержался в воздухе 56 минут.Пилот Г. В. Пиотровский совершил первый перелёт в Кронштадт. Оргкомитет решил расширить программу, включив в нее демонстрацию воздушных шаров и подъемы на аэростатах.К началу первой мировой войны ИВАК подготовил 70 пилотов-авиаторов.
Последний вылет Льва Мациевича 24 сентября 1910 на К. а. погиб пилот и изобретатель Л. М. Мациевич. Его оплакивала вся Россия. Появилась граммофонная пластинка, на которой артист Н. Богемский под аккомпанемент скрипки декламировал: "Как ястреб, как орел, парил в выси так смело. Бесстрашно рассекал он облаков туман. За наш воздушный флот и за святое дело погиб во цвете лет отважный капитан!"
Александр Блок В неуверенном, зыбком полете В неуверенном, зыбком полете Ты над бездной взвился и повис. Что-то древнее есть в повороте Мертвых крыльев, подогнутых вниз. Как ты можешь летать и кружиться Без любви, без души, без лица? О, стальная, бесстрастная птица, Чем ты можешь прославить творца? В серых сферах летай и скитайся, Пусть оркестр на трибуне гремит, Но под легкую музыку вальса Остановится сердце - и винт. Ноябрь 1910
Под впечатлением гибели Льва МациевичаГ. Е. Котельников начал работу над созданием и испытанием ранцевого парашюта. Г. Е. Котельников
Большинство заказов на строительство военных аэропланов доставалось Русско-Балтийскому заводу (гл.инженер И.И.Сикорский) 1-му Товариществу воздухоплавания свою историю оно вело от созданной в Новой Деревне полукустарной мастерской Я. М. Гаккеля, в которой были собраны первые аэропланы оригинальной русской конструкции.
воздухоплавательные недели В дальнейшем воздухоплавательные недели проходили в 1911, в 1912, в 1913 годах, причем с каждым разом они все больше напоминали авиационные салоны, где демонстрировались как успехи отечественных авиаторов, так и достижения первых петербургских авиапредприятий.К.К. Булла. Авиатор Пиотровский на аэроплане А. Блерио. Санкт-Петербург. 1911 г.
Отбытие авиаторов с петербургского старта. В октябре 1911 пилот Е. В. Руднев и механик С. Плотников совершили перелёт Петербург - Гатчина. Группа авиаторов, принимавших участие в перелете Петербург—Москва. В 1911 с Комендантского аэродрома стартовали участники первого в России группового перелёта Петербург - Москва.
"Святогор" В.А. Слесарева на Комендантском аэродроме. 1916 год. «Святогор» был рассчитан на подъем около трех тонн груза, при общем полетном весе порядка шести с половиной тонн. С великим трудом удалось добиться средств на работы. Только при помощи Н. Е. Жуковского «Святогор» достроили и приступили в 1916 г. к его испытаниям. Самолет передвигался по земле, но взлет не получался. Испытания самолета затянулись и прервались смертью его творца.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 г.г. Комендантский аэродром стал военным аэродромом. В начале 1920-х гг. на нем базировалась эскадрилья истребителей. В 1930-50-х гг. К. а. был учебной и испытательной базой ВВС (в 1930-х гг. авиаконструктор Н. Н. Поликарпов испытывал здесь свои истребители серии "И"). В годы блокады базировались полки истребительной авиации, приземлялись транспортные самолеты, перевозившие грузы и людей. В 1940-50-х гг. К. а. использовался транспортной авиациейКомендантский аэродром в Петрограде (апрель 1918 г.) ЗИМА 1942 ГОДА, БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД.
В годы 1-й мировой войны Летающие лодки Д. П. Григоровича "М-5" и "М-9" оказались лучшими среди гидропланов.Запущенный в серийное производство "Илья Муромец" оказался лучшим морским разведчиком и бомбардировщиком Первой мировой войныВесной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка М-9 конструкции Д.П. Григоровича, на которой осуществил свой первый полет С. Королев
С 1910 года будущий авиаконструктор начал работу на Русско-Балтийском заводе, где строили самолеты типа «Илья Муромец». Одна из магистралей Комендантского аэродрома названы Аллеей Поликарпова - в честь советского авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, работавшего в 20-30-х гг. на Комендантском аэродромеСкоростной истребитель И-16 1933 г.
Самолет Р-1. Бицкий Б.В. (второй слева) и представители Ленинградского Комитета ВЛКСМ. Ленинград, Комендантский аэродром, 1931 г.
В 1931 году перед своим полётом в Арктику здесь совершил посадку дирижабль «Граф Цеппелин».
Здесь же газодинамическая лаборатория (ГДЛ) проводила испытательные пуски первых советских ракет.
Сикорский со временем создал авиационную фирму, завоевавшую всемирное признание.
В годы Великой Отечественной войны В период блокады на Комендантском аэродроме приземлялись транспортные самолеты, доставлявшие в город продовольствие и увозившие обратным рейсом эвакуируемых ленинградцев.
До 1959 на Комендантском аэродроме базировались транспортная авиация Ленинградского ВО, а также ряд служб и подразделений Военной инженерной академии им. А. Ф. Можайского и Военной академии связи. В 1963 полёты с Комендантского аэродрома прекращены.