Проблема урока Проблема урока Как менялось сознание людей под влиянием экономических, общественных и культурных процессов в индустриальном обществе?
ПЕРВЫЙ ЧАС ПЕРВЫЙ ЧАС I. Вступительное слово учителя. II. Интеллектуальная разминка III. Индустриальное общество в начале XX века IV. Художественное искусство стран Европы и Америки первой половины XX века. V. Возникновение массовой культуры. Влияние массовой культуры на общественное сознание. VI. Подведение итогов первого часа. ВТОРОЙ ЧАС I. Просмотр сюжета документального фильма «BARACA». Обсуждение. II. Глобальные проблемы современности III. Работа в группах по к глобальным проблемам IV. Заключительное слово учителя. Выводы по теме урока. V. Проверочный тест по теме урока
Индустриальное (массовое) общество – это период общественного развития, при котором большинство населения занято в промышленности, преобладает машинный труд, а главной материальной ценностью является владение производством. Индустриальное (массовое) общество – это период общественного развития, при котором большинство населения занято в промышленности, преобладает машинный труд, а главной материальной ценностью является владение производством. Интеграция (лат. Integratio - восстановление, восполнение) – процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств разных стран, а также политического сближения государств. Глобальные проблемы – это такие проблемы, которые затрагивают все человечество и не поддаются решению без совместных усилий ведущих стран мира, но от решения которых, зависит существование цивилизации. Массовая культура - тип культуры, адресованной самым широким слоям населения. Модернизм – условное обозначение периода культуры конца XIX – середины XX века. Авангардизм (фр. avant-gardisme)- направление в художественной культуре XX в., порывающее с существовавшими ранее нормами и традициями. Субкультура (лат. sub-«под» - частица, указывающая на подчиненность или второстепенность чего-либо) – это модель поведения, нравы, образ жизни и мышления определенной группы людей, которые отличаются от общепринятых норм в данном обществе.
1914-1918 - Первая Мировая война 1914-1918 - Первая Мировая война 1913 - Полотно К.Малевича «Черный квадрат» - вершина абстракционизма (авангардизма) 1919 - Первый трансатлантический перелет 1929-1933 - Мировой экономический кризис 1933-1919 - Утверждение в Европе авторитарных и фашистских режимов 1933 - В США снят первый цветной фильм 1939 - Начало II Мировой войны
Семерка ведущих Семерка ведущих капиталистических стран: Россия Англия Франция Германия США Италия Япония Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио. Изменения в экономике отразились на обществе, повлияли на развитии культуры
Деревенские люди генетически Деревенские люди генетически предрасположены к размеренной жизни «на земле», с ее консервативностью, размеренным течением, монотонным трудом, патриархальными порядками. Каждый знает каждого и есть уверенность, что ты не останешься один. Что произошло, когда не один и не два и целые толпы жителей деревни оказываются в условиях суетливого города, где до каждого из них нет никакого дела, где жизнь бурлит, а окружающий мир меняется быстрее, чем глаз успевает привыкать? А происходит вот что…
1. На мировое развитие влияют всего 7 стран. 1. На мировое развитие влияют всего 7 стран. 2. Происходит надрыв нравственного сознания людей 3. Общество становится разнородным и конфликтным 4. Ход времени, процессы преобразования ускоряются. 5. Изменения в экономической и общественной жизни повлияли, отразились на развитие культуры стран Европы и Америки.
Классический реализм Классический реализм
Модернизм - общее обозначение всех направлений в изобразительном искусстве первой половины XX века, которые противопоставили себя традиции, и стали претендовать на роль единственно истинного «искусства будущего». Модернизм - общее обозначение всех направлений в изобразительном искусстве первой половины XX века, которые противопоставили себя традиции, и стали претендовать на роль единственно истинного «искусства будущего». Художественное искусство первой половины XX века можно условно разделить на две ветви – МОДЕРНИЗМ И АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО. Из моего доклада вы увидите, как связаны все эти стили с социальным миром и между собой.
Стили Стили и направления МОДЕРНИЗМА:
Главная особенность Главная особенность Уход в мистические образы мрака, ночи, разрушения, предчувствие беды. Сосредоточение на выражении интуитивно постигаемых идей, непонятных чувств и видений посредством символа.
В первое десятилетие XX века художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного, а некоторые - пересекают ее. И это уже вторая ветвь развития художественного искусства: В первое десятилетие XX века художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного, а некоторые - пересекают ее. И это уже вторая ветвь развития художественного искусства:
Искусство не просто отражает реальность, но и создает ее через воздействие на сознание людей – на их чувства и мысли. Искусство не просто отражает реальность, но и создает ее через воздействие на сознание людей – на их чувства и мысли. Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие в политической, экономической и общественной жизни людей. Все виды и формы искусства связаны друг с другом, как по форме, так и по содержанию – одни виды искусства порождают и развивают другие. В течение первой половины XX века художественное искусство становится элитарным – т.е. не рассчитанным на широкие массы. Его вытесняет массовая культура, о которой расскажет следующий докладчик.
В первых двух докладах мы видели историю внешнего развития индустриального общества и историю художественного искусства этого периода как время внутреннего упадка и деградации культуры. С этими процессами тесно связан еще один – ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Вопросы моего доклада Как появилось такое явление как массовая культура? Как она развивалась в течение первой половины XX века? Какое влияние она оказала на жизнь общества?
Культуру в целом следует понимать как все внебиологические способы существования человека («вторая природа»). Культуру в целом следует понимать как все внебиологические способы существования человека («вторая природа»). Массовая культура – это такой тип культуры, которая адресована самым широким слоям населения. Само понятие «массовая культура» возникло лишь во второй половине XX века, а вот как явление она зародилась на рубеже XIX-XX вв.
Развитие техники: Развитие техники: - изобретение радио - открытие кинематографа - изобретение телевидения 2. Всеобщее школьное образование Повысило средний уровень грамотности населения 3. Рост доходов населения Сделало возможным потребление массовой продукции 4. Высокая концентрация людей в городах В деревне массовая культура появиться не могла 5. Освобождение времени Рабочие городов имели больше свободного времени чем жители села, которые были привязаны к труду на земле. Все эти факторы одновременно сформировались на рубеже XIX – XX вв.
1. Кино 1. Кино 2. Радио и магнитофон 3. Массовая литература 4. Поп-музыка
1895 год – Изобретение кинематографа 1895 год – Изобретение кинематографа 1930-ые гг. - Появление звукового кино 1933 г. - В США снят первый цветной фильм 1939 г. – Появление первого «мыла» и первой кинорекламы Мыльная опера (англ. soup opera) - сентиментальный фильм посвященный проблемам любви, семейных отношений, воспитания детей. Мыльные оперы зародились как радио- и телепередачи перед 2-й мировой войной в США и первоначально были рассчитаны на домашних хозяек, слушавших и смотревших их одновременно со стиркой, уборкой, приготовлением пищи и пр. (отсюда название). По другой версии первые такие передачи финансировала компания по производству мыла.
В 1898 году появился первый магнитофон («телеграфон») - запись звука на нем производилась на стальную проволоку. В 1898 году появился первый магнитофон («телеграфон») - запись звука на нем производилась на стальную проволоку. Радио было изобретено в 1899 году В 1920-ые гг. оно вошло в обиход широких слоев населения 1928-ые гг. была изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту 1950 году началось коммерческое применение магнитной пленки.
Простые жанры: Простые жанры: Комикс; Бульварная литература; Мелодрама. Сложные жанры: Рок-поэзия; Интеллектуальный детектив; Поп-арт.
Появились в конце XIX века в газетах США. В середине XX века комикс стал одним из самых популярных жанров массовой культуры. Появились в конце XIX века в газетах США. В середине XX века комикс стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.
Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА, и это стало новым витком в развитии обществ потребления. Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА, и это стало новым витком в развитии обществ потребления. Реклама, звезды кино стали навязывать массам определенный образ жизни, стиль поведения. Очень быстро TV стали использовать политики для формирования в массах политических взглядов, норм. В условиях «индустриального общества» человечество обнаружило стремление к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности. В XX веке окончательно были разрушены культурные традиции, ради эффективного управления и успешных войн. Люди подрывали структуру повседневности, естественного хода истории, толкая себя к деградации... «Массовая культура - не художественный объект, а продукт потребления, и только естественно, что идет постоянное снижение уровня, скольжение вниз ко всё большей дешевизне и стандартизации, как при любом промышленном производстве».
1. Носят общепланетарный характер (масштаб); 1. Носят общепланетарный характер (масштаб); 2. Угрожают катастрофой всему человечеству; 3. Требуют усилий ведущих стран мира для их решений.
В результате индустриально развития стран на сегодняшний день накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила может десятки раз уничтожить жизнь на Земле. В результате индустриально развития стран на сегодняшний день накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила может десятки раз уничтожить жизнь на Земле. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92% изуродовано до неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.
3 элемента экологической проблемы: 3 элемента экологической проблемы: 1. Истощение природных ресурсов, эрозия почв, опустынивание земель. 2. Загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере. 3. «Парниковый эффект», который заключается в изменения состава атмосферы в глобальных масштабах. Над планетой появился колпак из углекислого газа, следствием которого стало повышение температуры в атмосфере, таяние льдов в Арктике и Антарктике. Глобальное потепление приведет к тому, что температура воздуха в нынешнем столетии будет повышаться со скоростью около 0,3 за 10 лет. В результате, по прогнозам ученных к 2025 г. она возрастет на 2 градуса, а к 2100г. - на 4 градуса.