Национальная политика в конце 1920-30-х годах XX век История России
План урока. 1.Наступление на ислам. 2.Советизация национальных культур. 3.Уничтожение национальных кадров. 4.Индустриализация национальных районов.
Задание на урок. Какие изменения произошли в национальной политике в 30-е годы и к чему это привело?
1.Наступление на ислам. Школа для взрослых в Узбекистане В к.20-х г.большевики начали наступление на ислам- церковное землевладение было упразднено,церков- ное образование становилось светским,а больницы стали государственными.Суды шариата отменя-лись.В городах началось искоренение мусульманс-ких обрядов.8 марта 1927 г. Женщины собранные на митинги публично срывали с себя паранджу, но их поджидала печальная участь-мусульмане их из-бивали, а порой убивали.
1.Наступление на ислам. Женщины снявшие паранджу. Особого размаха достигли кампании против Рамада-на.Это объяснялось тем,что церковные обычаи про тиворечат планам социалистического преобразова-ния общества.Были запрещены калым и многожен ство.Совершение паломничества в Мекку стало не-возможным.Это привело к яростному сопротивле-нию, но только в Чечне оно переросло в восстание. Подняли голову и басмачи в Средней Азии.Все эти выступления были подавлены с помощью армейс-ких частей в 1930 г.
2.Советизация национальных культур. Центральный павильон на ВДНХ СССР. В к. 20-х гг.был свернут курс на развитие националь-ных языков и культур.Было отменено использова-ние национальных языков в государственных уч-реждениях.В школах вводилось обязательное изу-чение русского языка.Высшее образование велось только на русском языке,за исключением Грузии и Армении.На Кавказе и в Средней Азии в результа-те реформ языка письменность была переведена сначала на латинскую, а потом на кириллическую графику.
2.Советизация национальных культур. Аттестат зрелости. н. Фото сер.30-х гг. В армии в 1938 г.было ликвидировано формирование частей по национальному признаку и русский язык стал языком военного обучения.Русский язык стал языком межнационального общения, русскоязыч-ное население легко адаптировалось к жизни в со-юзных республиках, получение образования стало доступным для всех. Повышения статуса русского языка не означало возврата к царской политике русификации, т.к. удар был нанесен и по русской православной культуре.
3.Уничтожение национальных кадров. Б.Ефимов. Стальные «ежовые рукавицы». Одной из задач индустриализации и коллективиза-ции стало выравнивание уровня экономического развития национальных окраин.При этом не учи-тывались местные национальные особенности. В Казахстане переводя население к оседлому образу жизни уничтожали скот.В ответ началось воору-женное сопротивление.Повстанцы убивали партий ное и государственное руководство и уходили в Ки-тай.
3.Уничтожение национальных кадров. Казахи в национальной одежде. В Узбекистане план 1-й пятилетки предусматривал увеличение производства хлопка.Это превращало республику в сырьевой придаток России.Руководс-тво Узбекистана выдвинуло свой план,но его обви-нили в буржуазном национализме.Был отменен принцип «коренизации» местного руководства, т.к. директивы Центра часто встречали недовольство со стороны местного начальства.Его реперессиро-вали,заменяя на русских, или на «понятливые» на-циональные кадры.
4.Индустриализация национальных районов. Строительство канала в Ферганской долине Индустриализация изменила облик национальных республик.На базе местного сырья возникли про-мышленные центры. В Белоруссии промышлен-ность давала 53% дохода, появились новые отрас-ли-топливная,машиностроение,химическая промы шленность.На Украине было построено свыше 400 предприятий.Она стала высокоразвитой индустри-альной республикой.В Средней Азии возникают хлопоочистительные и шелкомотальные фабрики и предприятия пищевой промышленности.
4.Индустриализация национальных районов. Закладка фундамента. Узбекистан. Сер.1930-х гг. В ряде районов строятся электростанции ,железные дороги.Строительство каналов позволило оросить миллионы га земель.В РСФСР огромные средства вкладывались в автономные республики.Промыш ленное производство в них выросло почти в 5 раз, но большинство предприятий были добывающи-ми.Зачастую предприятия строили всей страной. Все это привело к появлению особой общности лю-дей со своим менталитетом-советский народ.