«Воспитывали его великие, гордые бояре на свою и своих детей беду; они соперничали друг с другом, лаская всякой его страсти, угождая ему во всяком наслаждении. Когда же он стал приходить в возраст, лет около двенадцати, то прежде всего начал проливать кровь бессловесных животных, бросая их с крыльца на пагубу. На пятнадцатом же году стал он и над людьми тешиться. Поистине творил он самые разбойнические дела и много всякого другого зла…» (по воспоминаниям А.Курбского)
“Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит”
1547 год Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси”. Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Утверждалось, что его род восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул “царь”.
Молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева.
Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. Проползли слухи: “Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала”.
Реформы Избранной Рады.
Реформы Избранной рады.
Зе мский собо р на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) Московского государства для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Правительство в 1550 г. приняло новый Судебник. ограничение власти наместников и контроль над их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения — «лучших людей». (старосты и целовальники - выборные от посадских людей и черносошных крестьян); в середине 50-х гг. правительство упразднило систему кормлений вместе с наместниками; установлены единые и общеизвестные размеры судебных пошлин и наместнических «кормов»; Запрещено холопить или принимать в холопство дворян; Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено. Выход был затруднен увеличением размера пожилого.
Судебник 1550 года. дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше; Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.
Реформа государственного управления: было решено испоместить «избранную тысячу»-1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе; подворное налогообложение заменялось поземельным. Вводилась новая единица обложения - "большая соха". Ее размеры колебались : на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов, чем на соху помещика; Создается система приказов – центральных органов управления.
Приказы: Посольский – внешняя политика Ямской – почтовая служба Разрядный приказ, заведовал распределением и назначением служилых людей "по отечеству" и Поместный приказ, наделявший дворян поместьями;
Земская реформа: Губные и земские старосты и целовальники заменили кормленщиков; некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением. губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах), сбор налогов.
Военная реформа: Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка; Укреплению дисциплины и запрещение местничества на “службе” с воеводами; формируется постоянное (стрелецкое) войско. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”.
Стоглавый собор 1551 года: провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду; запрещение монастырям основывать новые слободы в городах; проведена регламентация норм церковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства.