Манипулирование и способы противостояния Иоффе А.Н. – к.ист.н., АПКиППРО
Ожидаемые результаты занятия В результате занятия участники смогут:-давать определение понятию «манипулирование»;-определять основные приемы манипулирования;-называть признаки, по которым можно определить попытку оказать воздействие на поведение;-различать ситуации манипулирования;-сформулировать рекомендации по защите от манипулирования и использовать эти советы в своей повседневной жизни.
Манипулирование Манипулирование –система методов и средств влияния на массовое сознание и на отдельного человека;-цель - навязывание идей, установок, стереотипов и ценностей;-люди принуждаются (подталкиваются) к действиям (или бездействию) подобно марионеткам;-осуществляется вопреки воле и интересам человека или группы.
Задачи манипулирования -управление волей, чувствами и настроениями; -программирование мыслей, намерений, установок, поведения; -скрытость принуждения;-сокрытие истинной информации.
Стороны в ситуации манипулирования СУБЪЕКТ – кто оказывает или поддерживает воздействие, заинтересован в манипулировании: отдельный человек, группа, организация или общность (государство, этнос, профессиональное сообщество и т.п.).ОБЪЕКТ – на кого оказывают воздействие, от кого ждут определенных поступков в ответ на манипулятивные действия.
Уровни манипуляционного воздействия 1. Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов и ценностей норм.2. Частные изменения взглядов на то или иное событие, процесс, факт (влияние на политическую позицию и эмоциональное отношение к конкретному явлению).3. Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических, необычных новых данных, сведений.
Приемы манипулирования 1. Искажение информации 2. Использование значимых символов3. Эксплуатирование комплекса неполноценности
Приемы манипулирования 4. Ссылка на авторитеты, использование симпатий или антипатий5. Обобщение6. Создание яркого привлекательного образа (имиджа) через ассоциации
Приемы манипулирования 6. Запугивание и формирование образа врага7. Эксклюзивность 8. Забота об общем благе
Приемы манипулирования 9. Навязывание стереотипов 10. Ограничение времени для решения11. Частое повторение12. Информационная перегрузка13. Управление прошлым 14. Нацеленность на будущее 15. Замена реальных причинно-следственных связей на фиктивные16. Использование чувств (любви, жалости и т.п.) 17. Навязывание новой идентичности
Внушаемость – готовность подчиниться или поддаться влиянию Виды внушаемости 1. Общая (присуща всем людям) 2. Ситуативная (особые состояния психики)3. Групповая (взаимное внушение, превращающее людей в толпу)
Факторы, способствующие повышению внушаемости Психические особенности: -склонность к повиновению и подражанию, -слабое чувство ответственности, -стеснительность и робость, -доверчивость, -повышенная эмоциональность, -впечатлительность, суеверность и тревожность, -мечтательность, -нежелание мыслить логически, -фанатичность.
Факторы, способствующие повышению внушаемости Влияние сложившейся ситуации: -расслабленность, скука, утомленность, безразличие, -стресс, напряженность, ощущение безвыходности ситуации,-сильное эмоциональное возбуждение,-озабоченность, -низкий уровень осведомленности и компетентности в вопросе или деятельности, -отсутствие опыта поведения, -дефицит времени для принятия решения, неожиданность.
Факторы, способствующие повышению внушаемости Состояние здоровья и заболевания: -истощение, -астения, -наркомания, -бессонница.
Характеристики эффективного внушения -целенаправленность и планомерность;-определенность объекта внушения;-некритическое восприятие информации объектом внушения;-вызов определенной реакции или действий
Манипулирование и реклама 1. Реклама товаров.2. Политическая пропаганда3. Давление в межличностных отношениях4. Манипулирование в отношениях между государствами
Социальная реклама
Социальная реклама
Способы защиты от манипулирования 1. Определить и осознать собственные интересы 2. Понять, кто контролирует информацию3. Определить, как информация может повлиять на ваше сознание и поведение 4. Отделить себя от информации, посмотреть на нее со стороны5. Сравнивать информацию, полученную из разных источников6. Найти удовольствия, которые не будут связаны с товарами
Противостояние манипулированию – сохранение единства и неповторимости мира в его разнообразии