ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ МКОУ СОШ пгт ЯРОСЛАВСКИЙ 150 летнему юбилею со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, посвящается. Исследовательская работа ученика 9 класса МКОУ СОШ пгт Ярославский Щиплицова Евгения. Руководитель: Енина Галина Сергеевна, учитель истории.
Тема: «Малоизвестные реформы Петра Аркадьевича Столыпина
Семейный портрет Столыпиных
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАВКА Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 года в Дрездене. Он был сыном героя обороны Севастополя в 1854 – 1855 годов генерал – адъютанта А.Д.Столыпина и княжны Горчаковой. Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве, закончил Виленскую гимназию. В 1881 году он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Кроме физики и математики здесь преподавались химия, геология, ботаника, зоология и агрономия. Именно эти науки и привлекали Столыпина. В1888 году его имя впервые попало в «Адрес-календарь». К этому времени он имел очень скромный чин коллежского секретаря и занимал скромную должность помощника столоначальника. В министерстве государственных имуществ работа у Столыпина была достаточно рутинная, и в 1889 году он перешел в МВД. Его назначили уездным предводителем дворянства. В 1903 году Столыпин был переведен на должность губерна тора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. С началом революции он занял решительную и бескомп ромиссную позицию по отношению к зачинщикам бес порядков, к какому бы лагерю они ни принадлежали. В апреле 1906 году саратовский губернатор был назначен министром внутренних дел. В отличие от многих чле нов правительства, он часто посещал заседания первой Го сударственной думы, выступал там по многим вопро сам. Его гражданскую позицию выражала формула: «успокоение и реформы». В июле 1906 году Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.
Личность и деятельность П.А.Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Более того, само его имя вызывало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств – от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти.
Давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объектив ные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Реформы Столыпина затрагивали все ключевые сферы жизни страны. Можно выделить следующие основные направления политики столыпинского правительства: - права и свободы граждан; - формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти; - реформирование судопроизводства; - реформа местного управления и самоуправления; - земельная реформа; - экономика, финансы и инфраструктура; - социальная политика; - образование, наука и культура; - военная реформа; - противодействие терроризму.
РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ ИТОГИ. По замыслу Столыпина, изменение избирательной системы должно было обеспечить решение двух задач: во-первых, избрать работоспособную Думу; во-вторых, сформировать в ней большинство, готовое к конструктивной работе с правительством в деле реализации программы системных реформ. Для осуществления поставленных задач Столыпиным были приняты такие меры: задействованы административные и финансовые ресурсы, налажено идеологическое и информационное обеспечение избирательной кампании. В результате III Дума по своему партийно-фракционному составу, в общем и целом, «вписалась» в контекст обновленной дуалистической политической системы.
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 года, предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 годы бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 000 новых школ.
Столыпин ставил 3 условия модернизации России: 1.Аграрная реформа; 2. Развитие промышленности; 3. Достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы.
Тут вспоминаются слова Столыпина: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», - заявлял Столыпин, приступая к реформированию социально-экономической и политической структуры страны».
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Столыпин высоко оценивал роль земств и поэтому намечал распространить земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Столыпин совершил серьезную ошибку в вопросе об учреждении земств в западных губерниях 1911 году, в результате чего он лишился поддержки октябристов.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН. Следует кратко упомянуть также преобразования в сфере судебной власти. Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику. Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом. Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА. В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи. С одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства. С другой, оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Оно определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годы наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: - упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, - их перевооружение, - строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей.
ВЫВОД Анализируя и сопоставляя плюсы и определенные минусы столыпинских реформ, следует со всей определенностью сказать, что их позитивные итоги многократно превосходили имевшиеся при их реализации издержки. Столыпин не просто обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений. В этом, прежде всего, состоит его огромная историческая заслуга. Долг перед любимой им Россией он выполнил сполна.
Пуля террориста могла убить Столыпина как человека, но она не могла убить его идеи, его реформы, которые продолжали укореняться на русской почве вплоть до Первой мировой войны. К сожалению, в России не нашлось второго Столыпина – последователя и продолжателя деяний первого.
Спасибо за внимание!