Культура Казахстана в IX - XIII веках
Цели урока: Показать самобытность культуры Казахстана, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков и кыпчаков. Выявить особенности возникновения городской культуры на территории Казахстана. Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе общественно-исторического развития
Проблемный вопрос Где на территории Казахстана сосредотачивались культурный ценности?
Назовите причины возникновения и роста средневековых городов? Центры средоточия средневековых городов? Назовите крупные средневековые города и покажите их на карте.
Открытый тест Средневековые города Казахстана состояли из трех частей. Центральная часть города называлась цитадель (орда, хисар). Здесь располагались дворец правителя, здания органов администрации и управления. Вторая часть города, окружавшая со всех сторон цитадель, называлась шахристан. Её обитатели были служителями двора, то есть мелкие придворные, богатые и знатные люди города. Две эти части города были окружены высокой оборонительной стеной. Рабатом называлась та часть города, которая прилегала к этой стене извне. Здесь жил трудящийся народ.
Архитектура «… архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и тогда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…» Н.В. Гоголь
Алгоритм анализа архитектурных памятников 1. Как называется и где находится памятник? 2. К какому веку относится его создание? 3. Назначение сооружения? 4. План сооружения. 5. Описание архитектурных деталей. 6. Какое впечатление он производит?
Могильная стела у мавзолея Кара-хана город Тараз
Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.
Реконструкция мавзолея Айша-Биби
Ходжа Ахмет Яссави - Великий мыслитель Востока
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави
Тайказан
Музыка … если бы вы услышали музыку: - то задумчивую и печальную – берущую за душу: - то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх: - то звенящую, то тревожную, словно предвестие рока: - то радостную и ликующую, как удаль лихого джигита на состязаниях.
«О домбра, почему твоя песня грустна? Грудь твоя забытых признаний полна, Лишь рукою коснусь я упругих струн Зазвучит вековая боль, Старина…» Легенда о золотой домбре Касым Аманжолов
...Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю Историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных по количеству девяти ответвлении народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, "шея" стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.
Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов - щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. -него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус,- бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции. Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом.
Религия язычество Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо); Умай-ана – женское божество - покровительница очага и детей; Йер-Су (Земля-Вода)). Культ священных гор. Культ огня. Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь.
Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Ирана – почитание 4 стихий (6в\д) – занесена согдийцами в 6в\н Памятники зороастризма 7в\н обнаружены в сырдарьинских городах. Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3в\н в Иране. В начале 8в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7в\н были распространены в южном К и Семиречье. Христианство (несторианского толка - первая половина 5в) шло из Сирии, Ирана через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7в - 8в). В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье. Ислам: 571г – родился пророк Мухаммед. В конце 9в - 10в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10в -13в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов.
Литература Юсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг» Махмуд Кашгари 11 век «Диуани лугат – ат - тюрк» Ходжа Ахмед Ясави 12 век «Диуан – и - Хикмет» Ахмет Югнаки 12 век «Хибат улхакайк» Абу Насыр аль Фараби 870-950 гг «Энциклопедия наук», «О происхождении наук» Абу Райхан Бируни 973-1050гг «Хронология древних народов», «Ключ астронимии»
Это был период расцвета средневековой культуры, а впереди еще многие трудные века и годы «…когда казахский народ мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности, но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен. Нельзя не гордится казахским народом сохранившим богатейшую самобытную культуру до наших дней.» Н.А. Назарбаев «На пороге XXI века»
Большое спасибо за внимание Авторы: Тимирбаева В.Н. Тюкавкина А.Д. Садовая С.И. Балабай Н.А. Майер Ю.Г.