Культура и быт Руси в XIV-XV вв.Алексина Е.Ю., учитель истории МБОУ гимназии №2
Прочтите текст на стр. 257-?- Что изменилось в летописании в этот период?Какую роль в этом процессе играла Москва?В чём значение «Русского хронографа»?
1. Литература XIV-XV вв.Основные жанры:1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви.«Житие святого Александра Невского»«Житие Сергия Радонежского»-?- Какие идеи пронизывали эти произведения? (с. 258-259)
2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.Софроний Рязанец «Задонщина».Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях.Афанасий Никитин «Хождение за три моря».-?- Раскройте содержание (с. 259)
2. ЗодчествоНа Руси, в Москве возводили каменные храмы.По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан Троице - Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории Русского государства.
При Дмитрии Донском строительство продолжилось Церковь Спаса Преображения на Ильине в НовгородеВ 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.
В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.
В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.
При Иване III активно велось оформление Кремля Успенский собор Московского КремляВ 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Благовещенский собор Московского Кремля
Архангельский собор
3. Живопись.Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как Феофан Грек,Андрей Рублёв,Даниил Чёрный.
Феофан Грек, живописец.(ок.1340-после 1405) Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Богоматерь Донская
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи. В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.
«Троица» В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…-?- Какова главная идея иконы?
Творчество Андрея Рублёва
Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси (XIV-XV вв.) представлена также классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)
-?-Какие темы стали главными в фольклоре? (с. 265)Какие изменения произошли в быту различных категорий населения? (с. 265-268)