И. Айвазовский. «Вход в Севастопольскую бухту» Крымская война 1853 – 1856.Оборона Севастополя Урок по истории России. 8 классАвтор Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории МОУ СОШ №3 с. Гражданское2011
РАССМОТРЕТЬ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ;ОПРЕДЕЛИТЬ УРОКИ ВОЙНЫ И ЗНАЧЕНИЕ;ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЫДЕЛЯТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ, РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ (ФОТОГРАФИИ, КАРТИНЫ), ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ;ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ, ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ;ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ ПАТРИОТИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАЩИТНИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ;НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.К. АЙВАЗОВСКОГО ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ПЛАН УРОКА:Организация учащихся.Актуализация знаний по теме «Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг».Изучение новой темы. Закрепление нового материала.Домашнее задание.
1. Перед вами карта, на которой отсутствует легенда. Какие государства обозначены черным, золотым и синим цветом? Что их связывало? Какое государство пыталось доминировать наддругими? В чем это выражалось?2. Кто изображен на портретах? С каким историческимсобытием связаны эти люди? Какие последствия дляРоссии имело это событие (назовитене менее двух последствий)?
«Николаевская» Россия в европейском сообществе.Причины и повод к войне. 1-й этап войны: Россия против Турции. 2-й этап войны: Россия против сил коалиции.Героическая оборона Севастополя. События в Закавказье. Парижский мир. Закрепление новой темы. Уроки Крымской войны.Ключевые понятия темы: «жандарм Европы»,сферы влияния, реванш, изоляция, патриотизм.
«Николаевская» Россия в европейском сообществе Россия при Николае I начала проводить совершенно иную политику на Балканах – политику защиты православного населения, вплоть до политической независимости. У Англии, Франции и др. появилось опасение, что Россия может стать сверхдержавой, которая на западной границе будет окружена зависимыми от неё славянскими государствами. Когда в 1848 г. в Европе разгорелось пламя революций, страхи эти начали подтверждаться, ведь именно участие русского корпуса стало решающим в подавлении венгерского восстания. Даже консерваторы усмотрели в действиях Николая I стремление стать новым Наполеоном, диктующим Европе свою волю. Именно тогда Николай I получил прозвище «жандарм Европы». Но больше всего Запад был недоволен тем, что Россия добилась фактического контроля над Босфором, а во многом и контроля над Турцией.
Причины и повод к войне ПРИЧИНЫ: интересы России на Востоке вступили в противоречие с политическими интересами главных европейских держав. Франция и Великобритания стремились расширить границы своего влияния в Восточном Средиземноморье, а Австрия ставила своей целью установить свое господство на Балканах. ПОВОД: политический конфликт между Россией и Францией из-за спора между православной и католической церковью этих государств за право опеки над христианскими святыми местами в Вифлееме и Иерусалиме, которые находились на турецких землях. Карикатура неизвестного автора на глав союзных государств времени Восточной войны1. Император Франции Наполеон III. 2. Глава правительства Сардинского королевства Кавур. 3. Королева Великобритании Виктория. 4. Турецкий султан Абдул Меджид.
И. Айвазовский. «Синопское сражение» ? Какую дополнительную информацию о сражении дает картина?
II-й этап войны: Россия против сил коалиции Задание: предположите, как изменится ход боевых действий во II-м этапе войны? Почему?Прочитайте §14 «Крымская война 1853 – 1856. Оборона Севастополя» на стр.87 (абз.2). Рассмотрите рисунки №1 – рядовые русской армии и №2 – рядовые английской армии . Сравните вооружение и обмундирование солдат.СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПОДТВЕРДИЛАСЬ ЛИ ВАША ГИПОТЕЗА?
И. Айвазовский. «Малахов курган»Картина изображает панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник - крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. А в дали верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота.
Героическая оборона Севастополя Защитники крепости стойко держали оборону, совершали дерзкие вылазки в стан врага, время от времени переходили в контратаки. В этих налетах особенно прославился матрос Петр Кошка. Героиней обороны стала Даша Севастопольская – простая девушка, ставшая первой в русской армии сестрой милосердия. На одном из редутов сражался 10-летний Коля Пищенко. Его отец - матрос Тимофей Пищенко погиб 27 марта на батарее, а Николай, остался при небольших мортирах. Подвергаясь постоянным опасностям, он никак не хотел расставаться с ними, говоря: «Маркелами (мортирами. - Авт.) заведую, при них и умру». Узнав о юном бомбардире исключительной меткости, главнокомандующий русской армией князь М.Д. Горчаков наградил Николая Пищенко серебряной медалью «За храбрость» и приказал отправить его в Петербург в военную школу. Позже медаль заменили на знак отличия Военного ордена. Когда мальчик уезжал в столицу, ему еще не исполнилось одиннадцати лет, но он имел за плечами 11-летний стаж военной службы. Указ Александра II о том, что месяц сражений во время обороны засчитывать за год, распространялся и на Колю.
Героическая оборона Севастополя Н. И. Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя. Оперируя раненых, он впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. А за шесть лет до войны Пирогов впервые начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провёл около 10 000 операций под эфирным наркозом. Для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр милосердия. Это тоже было нововведение по тем временам. Участником героической эпопеи Севастополя был писатель Лев Толстой. За оборону Севастополя он был награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.».
Героическая оборона Севастополя
Корпус генерала Н. Н. Муравьева весной 1855 и блокировал 33-тыс. гарнизон Карса. Чтобы спасти Карс, союзники высадили в Сухуме 45-тыс. корпус Омер-паши, но он встретил на р. Ингури упорное сопротивление русского отряда генерала И. К. Багратиона-Мухранского, который затем остановил противника на р. Цхенисцкали. В турецком тылу развернулось партизанское движение грузинского и абхазского населения. В ноябре гарнизон Карса капитулировал. Омер-паша в феврале 1856 эвакуировался в Турцию. Эта победа смягчила условия будущего мира и ослабила в русском обществе горечь от поражения в Крыму. Все завоеванные в ходе войны области и города возвращались России и Турции;Османской империи гарантировалась целостность и независимость;Черное море объявлялось нейтральным, Россия лишалась права иметь здесь военный флот и базы;Княжества Валахское и Молдавское переходили под верховную власть султана с поручительством договаривающихся держав.
Закрепление новой темы.Уроки Крымской войны Задание: назовите главные причины поражения России в Крымской войне. Какие выводы заставила сделать эта война: а) о внутренней политике России; б) о внешней политике? 19 февраля 1855 г. на российский престол вступил новый император – Александр II УРОКИ ВОЙНЫВойна показала необходимость немедленного реформирования всех сторон жизни российского общества.После войны произошло перевооружение всех армий нарезным оружием и замена парусного флота паровым.В ходе войны обнаружилась несостоятельность тактики колонн, получили развитие тактика стрелковых цепей и элементы позиционной войны.Опыт Крымской войны был использован при проведении военных реформ 1860—70-х гг. в России и широко применен в войнах 2-й половины XIX в.
Подготовить устное сообщение на тему «Оборона Севастополя – центральное событие Крымской войны» по развернутому плану. План написать в тетради (не менее 2-х пунктов плана должны иметь подпункты).В качестве опорного материала использовать §14 учебника «История России. XIX век. 8 класс», авторов А.А. Данилова, Л.Г. Косулина, а также дополнительную литературу и сайты Интернета: http://grandwar.kulichki.net/crimean/index.html, http://bibliotekar.ru/encW/100/71.htm и др.
Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. М. «Просвещение», 2010.Золотарев В.А., Козлов И.А., Шломин В.С. История флота государства Российского. Т.1. 1696 – 1941. М. «Терра», 1996.Энциклопедия для детей. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М. «Аванта+», 1997. http://historydoc.edu.ruhttp://www.history.ru/content/view/1177/87/ http://grandwar.kulichki.net/crimean/index.htmlhttp://bibliotekar.ru/encW/100/71.htm http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200800702http://gallerix.ru/album/aivazovsky http://rusmonarch.narod.ru/
Актуализация знанийНа карте изображены Пруссия, Австро-Венгрия и Россия. Эти государства были объединены в Священный союз. Доминировать пыталась Россия. Это выражалось в ее стремлении подавлять революционное движение в других странах, нарушая их суверенитет.На портретах изображены генерал Ермолов и Шамиль. Они были противниками в Кавказской войне. Эта война имела такие последствия для России: 1) присоединение территории Северного Кавказа; 2) столкновение интересов России на Кавказе с интересами Турцией; 3) война носила затяжной характер и требовала затрат.