Культура и быт России в XVII веке
- ?-Прочитайте текст на странице 101-103 и назовите особенности развития культуры России в XVII веке.
В XVII в. открывались новые школы.Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель. Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".
Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка. Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической.
В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.
Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
Появились первые учебники «Грамматика» Смотрицкого.Мелетий Смотрицкий (в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, — православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.
«Букварь» БурцеваК концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро распускались.
Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье.Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре стало распространение так называемого нарышкинского барокко – стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красному кирпичу.
Теремной дворец в Московском Кремле
Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери) По заказу купца Григория Никитникова в 1635-1653 годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.
Новоиерусалимский монастырь близ Москвы
Палаты Аверкия Кириллова в Москве По старинной легенде, хозяином палат на берегу реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.
Церковь Николы в ХамовникахЦерковь Николы была построена в 1679-1682 годах в старинной московской слободе Хамовники (хамовниками в древности называли ткачей). Красно-зеленая окраска внешней отделки на фоне белых стен делала храм особенно ярким и живописным.
Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе Церковь Дмитрия "На крови" была построена в 1683-1692 годах в восточной части угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия Иоанновича – сына царя Иоанна IV Грозного.
Церковь Покрова Богородицы в Филях В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в 1690-1693 годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.
Живопись
Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер.(1626-1686) С 1664 года Ушаков – иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата.
"Насаждение древа государства Российского"По живописным приемам и композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.
Появилась портретная живопись – создавались парсуны Наталья Кирилловна Нарышкина
Патриарх Никон
Царевна Софья
Матвеев Артамон Сергеевич