Задачи урока: Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в1960-80-е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; Отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; Проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; Выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; Обобщить социально-экономические и общественно-политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя»
Власть номенклатуры. Власть номенклатуры. Проблемы экономики. Кризис догматизированной идеологии. Диссиденство. Углубление кризиса «развитого социализма»
Советская партийно-государственная номенклатура, диктатура номенклатуры, совнархозы, бюрократизация экономической жизни, НТР, компьютеризация, нефтедоллары, «развитой социализм», догматизированная идеология, диссидентство, идея конвергенции двух общественно-политических систем, постиндустриальное общество, «черный рынок», демагогия, коррупция, «эпоха застоя». Советская партийно-государственная номенклатура, диктатура номенклатуры, совнархозы, бюрократизация экономической жизни, НТР, компьютеризация, нефтедоллары, «развитой социализм», догматизированная идеология, диссидентство, идея конвергенции двух общественно-политических систем, постиндустриальное общество, «черный рынок», демагогия, коррупция, «эпоха застоя».
Проблемный вопрос: Проблемный вопрос: Какое из понятий является определяющим для характеристики эпохи после отставки Н.С. Хрущева – «застой» или «кризис»?
Вопросы и задания: Вопросы и задания: Познакомьтесь с воспоминаниями поэта С.В. Михалкова о Л.И. Брежневе (см. зад.№2, стр. 220) и подготовьте ответы на вопросы к документу. Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? В какой степени личность Л.И. Брежнева как руководителя государства оказывала влияние на состояние страны в этот период? Объясните значение понятия «номенклатура». Сравните положение партийно-государственной бюрократии брежневского и сталинского периодов советской истории (§18-19, с.132). В чем проявлялась власть советской партийно-государственной номенклатуры в 1960-70-х годах? Проанализируйте фрагмент документа. Как вы думаете, изменилась ли сущность власти советского тоталитарного режима в 1970-х нач. 1980-х годов? Если да, то в чем это проявлялось?{ Цедесообразно обратить внимание старшеклассников на закрепление власти партийно- государственной бюрократии в статье 6 Конституции СССР 1977 года. Учитель предлагает школьникам сравнить содержание}
«Проблемы командной экономики» (§31, п.2. , с. 215-216). «Проблемы командной экономики» (§31, п.2. , с. 215-216). Вопросы и задания: 1.Определите сущность экономической реформы А.Н. Косыгина. 2.Объясните, почему экономическая реформа, которая проводилась в СССР во второй половине 1960-х гг., не увенчалась успехом. 3.Проанализируйте статистическую таблицу «Темпы прироста ряда экономических показателей в СССР ( в %)»(с. 215). Можно ли говорить о кризисных или о застойных явлениях в советской экономике? Почему снижались экономические показатели СССР в 1966-1985-х гг? 4.Объясните суть понятия «научно-техническая революция». В каком секторе промышленности в основном использовались высокие технологии? Почему именно в этом секторе? 5.Проанализируйте фрагмент из книги А.Д. Сахарова «О стране и о мире» 6. Охарактеризуйте проблемы аграрного сектора советской экономики в этот период. Раскройте причины отставания сельского хозяйства СССР.