Приложение 1Сводная таблица«Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)»
Пахарь.Солнце за день нагулялося,За кудрявый лес спускается;Лес стоит над шапкой темною, В золотом огне купается.На бугре трава зеленаяСпит, вся искрами обрызгана. Пылью розовой осыпанаДа каменьями унизана.Не слыхать –то в поле голоса,Молча ворон на меже сидит,Только слышен голос пахаря, - За сохой он на коня кричит.В ранней зорьки пашня чернаяБороздами подымается,Конь идет – понурив голову, Мужичок идет – шатается…Уж когда же ты, кормилец наш,Возьмешь верх над долей горькою?Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою!
Литературный монтаж. Н. НекрасовНесжатая полоса.Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна…Грустную думу наводит она.Кажется, шепчут колосья друг другу:«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!»Нас, что ни ночь, разоряют станицыВсякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет и буря нас бьет…Где же наш пахарь? Чего еще ждет? И.Никитин ***
Приложение 2Спиридон ДрожжинТруд да горе, капли потаПополам с слезойИ тяжелая забота С вечною нуждой.Ломота в костях, мозолиС грязью на руках, Жизнь без счастья и без воли В четырех стенах.Голод, холод и страданьеТела и души, И за все, как подаянье, Медные гроши.Солнце весело проглянет, Птичка запоет- Песню ей в ответ затянетТруженик – народ.И в стенах угрюмых льется,Плачут – голоса,И над песнею смеютсяВзмахи колеса.
Люди
1497 год
1497 годПожилоеПолтина или рубль ровнялись пятнадцати пудам мёда или двумстам пудам ржи.
1497 годКрестьянский выходЮрьев деньИван IIIСудебник
1550год
1550годЗаповедные летаИван IV
1597год
1597годСмутное времяУрочные летаБорис Годунов
1649 год
1649 годСоборное УложениеБарщинаОброк
Государственные (черносошные)Частновладельческие (помещичьи вотчинные)Монастырские (церковные)
БАРЩИНА И ОБРОК В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ
Сводная таблица«Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)»
Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности.К. И. АРСЕНЬЕВ. Начертание статистики Российского государства... СПб., 1818. Ч. 1
Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все домашние дела, а еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость. Наказываешь нехотя, но прибегаешь к этому средству как к единственно возможному, чтоб дело вперед подвинуть. С этою работою сравните теперь работу артельную, даже работу у хорошего подрядчика. Здесь все горит; материалов не наготовишься; времени проработают они менее барщинского крестьянина; отдохнут они более его; но наделают они вдвое, втрое. Отчего? Охота пуще неволи.Записки Александра Ивановича КОШЕЛЕВА (1812— 1883 годы). Берлин, 1884