Каллиграфия и миннатюра
Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасныйи grapho – пишу) – искусство красивого письма.В средние века, когда все надписи выполнялисьвручную искусство каллиграфии ценилосьнамного выше живописи, скульптурыи даже зодчества.Многие народы считали написанное словомагическим талисманом.
Калам(тростниковое перо) – священный инструменткаллиграфа.
Надпись самым ранним арабским почерком –куфи.Здесь еще не записаны гласные звуки.Куфические надписи выполнялисьна предметах быта и монетах.
Арабскиекуфическиедирхемыиз русскихкладов.Русские князья часто выбивалина обратной сторонеарабских дирхемовсвои княжеские знаки.Знак князя Василия Дмитриевича –сына Дмитрия Донского.
Постепенно куфическиенадписи становятся все болееорнаментальными.Мастера каллиграфиидобиваются выразительностикаждой буквы.
Особое развитиеполучилаарабская каллиграфияпосле появленияна Ближнем Востокебумаги.Появилосьогромное количествокаллиграфическивыполненных копий Корана.
В VIII веке знаменитый визирь аббасидских халифовИбн Мукалла усовершенствовал куфическое письмои создал «шестерку» классических арабских почерков.За основу пропорций буквон принялпервую буквуарабскогоалфавита –алеф,котораясчиталасьсимволомсамогоАллаха.
Почерк «мухаккак» (араб. «правильный, верный»)отличается монументальным начертанием буквс удлиненными вертикалями и тонкими загибами.
Ясным,не крупным и округлымподчерком «насх»(араб. «переписка»)предпочитали писатьважныегосударственные письма .
В мусульманских странах Северной Африкипоявился изысканный почерк магреб.
Ислам считает недопустимым изображать людейи животных в культовых помещениях.Поэтому на Ближнем Востоке бурно развиваетсяорнаментальное письмо, которое соединяетнадпись и рисунок.
Составлять фигуры из надписей разрешалось.
В XV-XVI векахзнаменитуюперсидскую поэзиюзаписывали почеркомталик (насталик).
Каллиграфы XX векастремятся подражатьмастерам талика .
«Абдулхамид Хан,сын Абдулмеджида,да будет всегдапобеждающим!»Арабская «тугра» – искусно выполненная монограмма.Ее исполнял личный каллиграф султанав виде подписи властителяи так прихотливо,чтобы подпись невозможно было подделать.
Печати халифов Омара и Османа с их туграми.
Начиналась работа миниатюристас тщательной подготовки листа.Лист выглаживалсяполированным агатомили хрустальным яйцом.Затем влажной кистьюнамечался рисунок,красным или черным цветомпрочерчивались контуры.Сверху накладывался грунт,и по едва видимому рисункуклались основные краски.Чтобы краски не смешивались,использовали для каждой из нихотдельную кисточку.На последней стадииуточнялись оттенки .
В изображение органичновключались стихи,которые становилисьлишь пояснениемк миниатюре.
Глубина пространствана миниатюрахлишь намечалась.Все действиеразворачивалосьпо вертикали –снизу вверхили сверху вниз.
В пейзажах часто совмещался взгляд спередии взгляд с высоты птичьего полета.