Художественная культура
План урока. 1.Особенности развития.2.Русская литература.3.Театр.4.Музыка.5.Живопись.6.Архитектура.
Задание на урок. Заполните таблицу:«Художественная культура России в 1-й пол.19 века.»
1.Особенности развития. Н.М.Карамзин Классицизм предполагал подражание античным образцам.На смену классицизму пришел синтементализм,кото-рый был обращен не к разуму, а к чувствам людей.Его основы за-ложил Н.Карамзин.В период борьбы с Напо-леоном Появился ро-мантизм формировав-ший некий идеальный мир и идеальных геро-ев.В 20-е годы его сме-нил реализм.
2.Русская литература. Путешествие Н.М.Кармзинав Европу. В эти годы русская литература вступила п эпоху «зо-лотого века».Широкое распространение получило совмещение тру да литератора и историка.Наиболее ярко это проя-вилось в творчестве Н.М.Карамзина.В «Марфе По саднице» он сравнивает республиканское и само-державное правление,отдавая предпочтение после-днему.
2.Русская литература. Первое издание«Писем русскогопутешественника»(1797 г.) С этих позиций написана и его «История го-сударства российского».В «Письмах русско го путешественника» он подчеркивает пре-восходство Европы в социально-экономи-ческом развитии,но полагает,что преиму-щества России в ее патриархальности и мо-нархизме.
2.Русская литература. Рейтнер.ПортретВ.А.Жуковскогоу окна. Романтизм в русской ку-льтуре был связан с де-ятельностью В.Жуков-ского,К.Рылеева,А.Бестужева-Марлинского и др.В раннем творчест-ве А.Пушкина и М.Лер монтова, тоже прояви-лись романтические на чала.Но в отличие от В. Жуковского их герои занимают активную по зицию в борьбе за идеа-лы свободы и роман-тизма.
2.Русская литература. О.КипренскийПортретА.С.Пушкина В к. 20-х гг.наметился переход к новому на правлению- реализ-му. Он проявился уже в трудах «позд- него» Пушкина-«Бо рисе Годунове»,«Ка питанской дочке», «Дубровский»,«Мед ный всадник», и в романе М.Лермон-това «Герой нашего времени».
2.Русская литература. Н.В.Гоголь Основоположником кри-тического реализма стал Н.В.Гоголь,создавший наиболее яркие произве-дения этого жанра-«Ши-нель», «Мертвые души».В Пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и самодурство растущего купечества.В творчестве И.С.Турге-нева нашла отражение тема тяжелого положе-ния крепостных кресть-ян.
3.Театр. М.С.Щепкин В Русском театре класси-цизм постепенно сме-нился романтизмом, акцент стал делаться на внутренние пережи-вания героев.В этот период появились блес тящие актеры-П.Моча лов М.Щепкин.Они подчинили весь теат-ральный процесс дос-тижению одной идеи.Особо популярны в это время были пьесы Гри боедова,Гоголя,Островского.
4.Музыка. А.А.Алябьев Музыка в этот период ис-пытала влияние вой-ны 1812 г.Если прежде преобладала бытовая опера,то теперь нача-лось обращение к геро-ическим сюжетам.В 1815 г.К.Кавос написал оперу «Иван Сусанин»Фольклорные мотивы на шли отражение в твор-честве известных авто-ров романсов А.Алябье ва,А.Варламова,А.Гурилева.
4.Музыка. М.И.Глинка Вершиной русского му-зыкального искусства 1-й пол.19 века стало творчество М.Глин-ки,создавшего основы национальной музы-кальной школы.Он считал,что музыку со здает народ, а компо-зитор-ее аранжирует.Вершиной творчества М. Глинки стала опера «Жизнь за царя»,в ко-торой он прославил подвиг И.Сусанина.
5.Живопись. К.Брюллов.Последний деньПомпеи. В живописи происходит отказ от библейских сюжетов классицизма и рост интереса к личности простых людей.Крупнейшим русским классицистом стал К.Брюл-лов.Он вывел в качестве героев простой народ.В «Последнем дне Помпеи» художник передал вели-чие и достоинство простого человека в условиях катастрофы.
5.Живопись. А.А.ИвановЯвление Христанароду. Особое место в истории русской живописи занимает А.Иванов- «портретист Христа».Над главным тво рением жизни,«Явлением Христа народу»,он рабо-тал 20 лет.Основная идея картины-уверенность в необходимости нравственного обновления людей.Художник скурпулезно работал над каждой фигурой, поэтому картина получилась живой,с огромным воздействием на зрителя.
5.Живопись. П.А.Федоров.Свежий кавалер. Основоположником критического реали-зма в живописи стал П.Федоров,поднимавший в своих карти-нах социальные про-блемы.В его«Свежем кавалере»,чувствуется драматизм ситуа-ции,критическое от-ношение автора к действительности и изображаемому ге-рою.
6.Архитектура. А.Д.Захаров.Адмиралтейство В архитектуре класси-цизм задержался боль-ше всего.В 1-й трети 19 в. он трансформи-ровался в «ампир»,со-четавший строгость линий и богатство ук-рашений.После войны 1812 г.Моск ва и Петербург подвер глись детальной пере-стройке.В петербурге сформировались Дво-рцовая и Сенатская площади,в Москве-Те-атральная.
6.Архитектура. К.РоссиАрка зданияГенеральногоштаба. Наиболее значительный вклад в архитектуру внесли А.Захаров(Адмиралтейство),А.Во-ронихин(Казанский собор,Спб,ансамбли Павловска и Петергофа),К.Росси(Русский музей.Спб,Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра).
6.Архитектура. О.БовеБольшой театр. В Москве в стиле ампир выполнены работы О. Бове(реконструированная красная площадь, Большой театр,)Д.Жи-лярди(здание Московс-кого университета).В 30-е г.К.Тон в «русско-византийском» стиле начинает возводить Храм Христа Спасите-ля построенный на на-родные деньги,Боль-шой Кремлевский дво-рец, и Оружейная палата.